News

Разгон демонстрантов в Штутгарте вынудил изменить проект строительства нового вокзала

Опубликовано: 18/10/2010

Автор: Борис Вишневский

Пока в Химках граждане протестуют против уничтожения леса, а в Петербурге – против строительства «Охта-центра», в Германии, в Штутгарте, возникла ситуация, которую немецкие СМИ уже сравнили с российской.

Еще пятнадцать лет назад в Штутгарте был разработан проект нового подземного вокзала, который должен был захватить часть Дворцового парка – одного из самых известных парков города. Под снос должны были пойти 282 дерева, и хотя власти обедали высадить столько же новых деревьев, им потребуется много лет, чтобы вырасти. Исторический парк, одно из излюбленных горожанами мест для отдыха, потеряет прежний вид, и к тому же будет находиться прямо на крыше подземного вокзала. Кроме этого, многие горожане выступили против превращения Штутгарта (с постройкой нового вокзала) в транзитный пункт континентальной скоростной магистрали.

Было подано несколько судебных жалоб о признании строительства нового вокзала незаконным, но они были отклонены. В 2007 году противники строительства предъявили данные о голосовании, согласно которым 67 тысяч человек высказались за проведение референдума по этому вопросу. Но городской совет Штутгарта не стал назначать референдум.

В конце июля 2010 года начались работы по сносу северного крыла вокзала, и после этого начались демонстраций противников проекта. По сообщениям СМИ, 13 августа около 20 тысяч протестующих выстроились живой цепью вокруг вокзала, чтобы помешать работам по разборке здания. 25 августа семеро активистов смогли приостановить снос, забравшись на крышу вокзала. Они провели там около 22 часов и были сняты полицией. 27 августа прошла новая демонстрация протеста, собравшая, по словам ее устроителей, 50 тысяч человек. Выступления продолжились и в сентябре: конфронтация достигла своего пика 30 сентября, накануне того дня, когда в Дворцовом парке должны начать вырубку.

Полиция установила заграждения на месте предстоящей вырубки, но собралось множество возмущенных этим людей. Группы демонстрантов в масках неоднократно пытались прорвать заграждение вокруг стройки и бросали в полицейских бутылками и каштанами. После неоднократных предупреждений, полиция пустила в ход дубинки, водометы и слезоточивый газ. По данным немецкого Красного Креста, пострадали 114 демонстрантов, 16 из них госпитализировано. Ранения и травмы получили также 6 полицейских. Задержаны 26 человек в возрасте от 15 до 68 лет.

Реакция общественности была достаточно жесткой: силовой разгон демонстрации в Штутгарте вызвал бурю негодования у оппозиции и представителей церкви. Министра внутренних дел земли Баден-Вюртемберг Хериберга Реха публично сравнили с российскими властями, предположив, что он вполне мог бы работать у Владимира Путина.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выразила озабоченность по поводу массовых беспорядков, которыми сопровождались протесты против строительства нового железнодорожного вокзала в Штутгарте, и заявила, что «хотелось бы, чтобы такие демонстрации проходили мирно, к этому всегда нужно стремиться, и надо избегать всего, что может привести к насилию». Правда, канцлер вновь выступила в защиту проекта, назвав его разумным и правильным. Беспорядки в Штутгарте стали темой внеочередного заседания комитета бундестага по внутренним делам. «Зеленые» призвали земельное правительство Баден-Вюртемберга к самокритике и мерам по предотвращению дальнейшей эскалации насилия.

Резонанс от разгона митингующих был таков, что теперь «Зеленые» обогнали по популярности социал-демократов – у них 24% против 23%. Что касается акций протеста, то они только усилились: 4 октября на демонстрацию вышли 50 тысяч человек. Был начат сбор подписей под требованием проведения референдума по вопросу о досрочном роспуске ландтага земли Баден-Вюртемберг (для этого надо собрать 10 тысяч подписей, что явно не составит труда). А 9 октября на Дворцовую площадь в Штутгарте пришли 150 тысяч человек – это стало самой масштабной акцией с начала протестов.

Демонстрация прошла под лозунгом «Остановите строительство – затем переговоры!». Премьер-министр Баден-Вюртемберга Штефан Маппус категорически отверг возможность прекращения строительства, и дал понять, что готов к переговорам с протестующими по любому вопросу за исключением остановки строительства. Но бывший генеральный секретарь ХДС Хайнер Гайслер, который вызвался быть посредником в улаживании конфликта между властью Бадена-Вюртемберга и противниками проекта, заявил, что строительство может быть приостановлено на время переговоров. И власти уже говорят, что в проект будут внесены определенные изменения.