News

Польское ОЯТ отправлено на переработку в Челябинскую область через Мурманск

Anna Kireeva

Опубликовано: 13/10/2010

Автор: Анна Киреева

В обстановке абсолютной секретности сухогруз "MCL Trader" с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на борту на прошлой неделе пришел в порт Мурманск. На территории ФГУП «Атомфлот» контейнеры с ОЯТ были перегружены в спецэшелон для последующей их транспортировки по железной дороге на перерабатывающий завод «Маяк» в Челябинской области. На очереди транспортировка из Германии.

Тем самым завершился очередной этап операции по транспортировке более 450 кг отработанного высокообогащенного урана российского производства с исследовательских реакторов «Эва» и «Мария» в ядерном центре в Свирке в Польше.

В начале сентября 2009 года Россия и Польша подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по ввозу в РФ облученного ядерного топлива исследовательских реакторов. Соглашение заключено сроком на 20 лет с возможностью его продления.

ОЯТ, которого достаточно для производства 18 единиц ядерного оружия, как сообщала британская Daily Telegraph, переправлялось назад в Россию в пять заходов на протяжении последнего года.

Мурманск как ядерная перевалочная база

Впервые ядерный груз из Польши пришел в Мурманск осенью прошлого года.

«То, что Мурманск все чаще и чаще становится пунктом для перегрузки ОЯТ с борта морских судов в железнодорожные эшелоны, факт свершившийся. Этот грузопоток в ближайшие годы будет увеличиваться», – уверен председатель правления Беллоны-Мурманск Андрей Золотков.

Так, власти германской федеральной земли Саксония приняли решение об отправке по Балтийскому морю в Россию радиоактивных отходов для их последующей переработки в Челябинской области. Вряд ли маршрут будет отличаться: сначала по Балтике, потом через Мурманск в Челябинскую область. Отправка, вероятно, состоится в 2011 году или даже раньше.

Груз будет включать 951 топливный стержень из ядерного реактора в научно-исследовательском центре Россендорф, который был построен в ГДР при поддержке СССР и с 1991 года не действует.

Решение саксонских властей об отправке радиоактивных отходов в Россию встретило серьезную критику как немецких, так и российских экологов. Представители Федеральной гражданской инициативы по охране окружающей среды Германии считают, что передать ядерные отходы – не значит от них избавиться.

Российские экологи также против того, чтобы в Россию из Германии привозили партию радиоактивных отходов. По словам руководителя энергетического отдела «Гринпис» Владимира Чупрова, Германия могла обеспечить нормальную сохранность отходов на своей территории. Не исключено, что экологи проведут акции протеста.

«В любом случае, рост числа операций всегда связан с увеличением рисков. Интересно, а что предусмотрено в аварийных планах по недопущению возможных инцидентов?», – рассказал Золотков.

bodytextimage_c815a0cf87b00624a07b08c3d038e68a.jpeg

Секретность означает безопасность?

Напомним, что специально для выполнения транспортировки ОЯТ морем реконструировано и лицензировано российское судно MCL Trader. Судно водоизмещением 3,860 тонн составляет в длину 95 метров.

MCL Trader известен тем, что в мае 2008 года во время перехода из шведского порта Халмстад (Halmstad) в Санкт-Петербург, он сел на мель в районе датского острова Борнхольм. Датские ВМС арестовали капитана и старшего механика судна по подозрению в употреблении спиртного во время рейса.

На прошлой неделе в то же время, когда судно с ядерными отходами прибыло в Мурманск, норвежские и российские власти обсуждали вопросы сотрудничества в области радиационной безопасности между двумя странами на борту атомного ледокола-музея «Ленин», стоящего на приколе в Мурманске.

Как оказалось, норвежские власти опять оказались не оповещены о том, что судно и потенциально опасным грузом прошло вдоль побережья Норвегии. Год назад, когда смертоносный груз прошел вдоль Норвежских берегов, правительство Норвегии было возмущено тем, что не было предупреждено.

По признанию статс-секретаря норвежского МИДа Эрика Лахнстейна в интервью норвежской телерадиокомпании NRK системы оповещения Норвегии о таких перевозках на сегодня нет.

Из бесед с представителями Норвежского агентства по радиационной защите информация поступает из разных, можно сказать, случайных источников. Судно с опасным грузом отслеживается по системы распознавания судов AIS береговыми норвежскими станциями.

Господин Лахнстейн заявил, что необходимо заключить соглашения, чтобы иметь четкие представления о том, где и когда пройдет опасный груз.

«Норвегия справедливо поднимала вопрос о необходимости информирования о перемещении таких грузов около ее берегов. Вложив огромные финансовые средства в улучшение и поддержание ядерной и радиационной безопасности на Кольском полуострове, она вправе иметь достоверную информацию о морской транспортировке ОЯТ вдоль ее границ», – рассказал Андрей Золотков.

Тогда норвежское правительство обсуждало этот вопрос, и при следующем рейсе, состоявшемся в апреле 2010 года, норвежские власти были поставлены в известность. По словам представителя норвежского комитета по защите от радиационной опасности, по соображениям безопасности информация о прохождении подобных судов держится в секрете до завершения рейсов.

«Информация о движении ОЯТ по морю и железной дороге не нужна в режиме «on line»: не тот это груз, чтобы все любопытные о нем знали. Однако было бы не лишним информировать население области о том, что подобная операция завершена, и в ходе ее выполнения не возникло внештатных ситуаций. Это предотвратило бы появление нежелательных слухов и домыслов, которые всегда возникают в обстановке абсолютной секретности», – считает Андрей Золотков.

Наглядный пример открытости подобной информации – отправка этого ОЯТ из Польши. Там даже продемонстрировали охрану спецэшелона, (фотографии которой обошли весь мир) показав, таким образом, всю важность и значимость обеспечения физической безопасности. «Молчание мурманских исполнителей промежуточного этапа транспортировки ОЯТ – факт не в их пользу», — уверен руководитель Мурманской Беллоны.

Российские структуры об операции были оповещены. «Информация обо всех потенциально опасных работах проводимых на территории Кольского полуострова и прилегающих территориях (в том числе на акватории Кольского залива) своевременно поступает оперативному дежурному ГУ «ЦУКС МЧС России по Мурманской области» (Центр управления в кризисных ситуациях). Также дежурная смена ЦУКС контролирует  ход потенциально опасных работ», – сообщили «Беллоне.ру» в пресс-службе Мурманского МЧС.

«В случае возникновения Чрезвычайной ситуации на территории Мурманской области Главное управление МЧС России по Мурманской области координирует действия сил средств Мурманской территориальной подсистемы РС ЧС», – говорится в официальном комментарии МЧС.