News

Почему я защищаю Химкинский лес

Ярослав Никитенко и Евгения Чирикова на конференции «Экологическое движение в России: гражданская активность, информация, безопасность». Санкт-Петербург, 3 сентября 2010 года.
photo: Mikhail Obozov

Опубликовано: 12/10/2010

Автор: Борис Вишневский

Евгения Чирикова родилась в Москве, переехала в Химки 12 лет назад, когда вышла замуж. Решили перебраться из экологических соображений: растить детей безопаснее для их здоровья в зеленом пригороде. О предстоящей вырубке Химкинского леса узнала, когда ждала второго ребенка. Вот почему этот проект ее так взволновал. С того момента она и стала общественным активистом. Даже несмотря на то, что у нее с мужем есть свой бизнес. Рассказывает Евгения Чирикова.

ОТ ЛЕСОВ ПОЛЬЗЫ НИКАКОЙ?

– Я не противница трассы Москва–Петербург. На Ленинградском шоссе постоянные пробки. Зимой мы иногда едем до метро «Речной вокзал» 2 часа. Понятно, что надо решать ситуацию с дорогой, вопрос – как? В 2005 году мэр нашего города из трех вариантов трассы Москва–Петербург выбрал тот, что проходит через лес. При этом все общественные слушания тогда были проведены для галочки, и жители узнали об этом по факту. Но узнав, мы развили нешуточную активность, которая явилась полным сюрпризом для многих.

Почему мы выступили против прохождения трассы через лес? Чтобы она не превратилась в очередную улицу. Трафик, как известно, зависит от наличия инфраструктур рядом с трассой, поэтому стоит только появиться дороге, как она тут же начнет обрастать заправками, отелями, магазинами. Сейчас есть планы губернатора Московской области Бориса Громова – урбанизация и застройка всего лесозащитного пояса, куда попадает в том числе и Химкинский лес. Под Москвой места нет, негде строить, а от лесов, считают чиновники, пользы никакой, они прибыли не приносят. Но ведь если проводить трассу посередине леса, эти территории через несколько лет выродятся, и их можно будет застраивать.

ТРУДНО ВЫИГРАТЬ СУД У ПРАВИТЕЛЬСТВА

Три года мы боролись как неформальная организация – мы не зарегистрированы, некуда прийти с проверкой налоговой инспекции, не за что уцепиться. Носили петиции президенту, делали маленькие рок-концерты, проводили митинги и пикеты, поставили себе цель не слезать с чиновников и обязательно проводить 1-2 акции в месяц. Постепенно по мере борьбы мы выходили все на новые и новые уровни.

К примеру, выяснили, что наш мэр утвердил акт выбора трассы, а губернатор перевел наш лес в земли для транспортной инфраструктуры. И поняли, что любая экологическая проблема не является экологической. Зачастую это, прежде всего, коррупционная проблема. Мы это увидели, в том числе, в судах, куда много раз обращались. Нами проиграны все возможные суды, потому что трудно выиграть у правительства – несмотря на то, что на Верховном суде вскрылись факты фальсификации документов, касающихся прохождения трассы через Химкинский лес.

ВЛАСТЬ НЕ ИЩЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Мы считаем, что надо – с учетом мирового опыта – искать альтернативные варианты прохождения трассы. В Европе, чтобы избежать уничтожения лесов при прохождении магистралей между крупными городами, используют существующие дороги. Мы полагаем, что можно использовать коридор Октябрьской железной дороги, можно расширить Ленинградское шоссе, можно какой-то участок трассы провести под землей.

Но власть отказывается искать альтернативы. 2 сентября были проведены, якобы, «общественные слушания», о которых заинтересованная общественность даже не знала, и перед которыми людей или запугивали, или обманывали. Кого-то запугивали тем, что уволят, кого-то уговаривали, кому-то намекали, что могут быть проблемы с бизнесом, кому-то лгали, что альтернативный вариант трассы пройдет через их участки и дома. У нас же преобладающая часть населения – зависимые люди… Но сейчас, после того, как Аналитический центр Юрия Левады провел исследование, стало ясным настоящее общественное мнение химчан: подавляющее большинство – против прохождения трассы через лес.

ГЛАВНОЕ – СИСТЕМНОСТЬ

Главное в работе – это системность, потому что система не выдерживает системного давления. Надо привлекать международное внимание к происходящему – и мы этим занимаемся. В итоге я не знаю других прецедентов, чтобы локальная экологическая проблема перешла на международный уровень и стала обсуждаться в Европе. Еще важна помощь журналистов – нужны люди, которых мы лично знаем, до которых можно дозвониться в любое время. И которые при необходимости оперативно приедут и сделают происходящее достоянием общественности.

Против нас регулярно проводят «силовые акции». Но они играют против наших оппонентов. Меня в июле задержали двадцать омоновцев, хорошо откормленных на наши налоги. Благодаря этим неумным действиям поддержка общества стала нарастать, потому что очень много людей реагирует на вопиющую несправедливость. Пока все было тихо – люди не активизировались. А когда нас стали задерживать, к нам потянулись очень многие. Например, порядка 30 тысяч обращений было направлено в компанию VINCI, которая занимается этим проектом.

ПЯТНО НА РЕПУТАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА?

Пока война не выиграна, мы ощущаем активное противодействие. Она будет выиграна, если трассу перенесут, а Химкинскому лесу будет присвоен статус ООПТ. Эта тема закрутилась так, что президенту будет неудобно отыграть назад. Хватит ли у него политической воли и пороха довести дело до конца, до изменения решения о проведении трассы – посмотрим. Я ведь не оппозиционер ради оппозиции. Если есть здравые моменты у власти – их надо замечать. Но если здравые альтернативы отвергнут на глазах у всей страны… Не думаю, что президенту захочется иметь такое пятно на своей репутации.