News

Беллона призывает к принятию скорейшего моратория на новые нефтегазовые проекты в Арктике

Опубликовано: 15/09/2010

Автор: Анна Киреева

В понедельник 13 сентября в Брюсселе, за два дня до подписания Россией и Норвегией соглашения о делимитации морских границ, Президент Беллоны Фредрик Хауге призвал Европейских парламентариев ввести мораторий на нефтегазовые разработки в Арктике.

Выступая на 9-ой конференции парламентариев Арктического региона, состоящих из таких стран как США, Канада, Россия, Исландия, Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия, Фредрик Хауге сказал: «Это возможность объяснить Европейским, Американским и Российским политикам к каким печальным последствиям может привести превращение Арктики в игровую площадку для нефтяников».

Уже сейчас Арктика подвергается химическому и радиоактивному воздействию, которые приносятся воздушными и океанскими течениями, а также загрязнению от проводки судов. Другой проблемой региона является резкое увеличение температуры. Высокие температуры разрушают жизненный баланс Арктических морей. Происходит окисление акватории из-за большого количества СО2, поглощаемого Арктическими морями.

«Зоны у кромки ледяного покрова Арктики очень важны для воспроизводства видов. Разрушение данных территорий приведет к катастрофическим последствиям», — уверен Фредрик Хауге.

Аварии и утечки на нефтегазовых объектах идут нескончаемым потоком при том, что нефтегазовая промышленность заявляет о «нулевых выбросах» своей деятельности.

«Авария на платформе «Deepwater Horizon» в Мексиканском заливе показала всю несостоятельность и преступную неспособность нефтяной промышленности контролировать собственные операции. Пускать нефтегазовую промышленность в Арктику – настоящее безумие», — заявил Хауге.

Штокмановский проект

Сегодня, в день подписания соглашения о делимитации, общественные организации Мурманской области, входящие в «Северную Коалицию» опубликовали открытое письмо, в котором призывают правительства России и Норвегии сохранить и приумножить богатства Баренцева моря, которые заключаются в разнообразии его обитателей и уникальности людей, живущих на побережье.

Соглашение о делимитации — это договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В этом документе также обозначена совместная разработка природных ресурсов на территории, которая до сих пор оставалась «серой зоной» российско-норвежских отношений. Россия и Норвегия соблюдали мораторий на освоение запасов нефти и газа на этой территории в 176 квадратных километров.

«Природа Арктики уже испытывает серьезное техногенное воздействие, связанное, прежде всего, с климатическими изменениями и глобальным переносом загрязняющих веществ. В таких условиях любая нефтегазовая деятельность может стать губительной для окружающей природной среды региона. На примере Штокмановского проекта мы видим насколько сложной и рискованной является его реализация в условиях Арктики. Несмотря на это компания Штокман Девелопмент АГ, в состав которой входит и норвежская Statoil, пренебрегает вопросами экологической безопасности и мнением широкой общественности», — говорится в обращении организаций.

Так, экологические организации направили в адрес руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) письмо с просьбой разобраться с нарушениями, допущенными в ходе проведения экологической экспертизы Штокмановского проекта.

Вместо 14 октября 2010 года (даты, установленной самим же Ростехнадзором) государственная экспертиза неожиданно завершилась с положительным заключением комиссии уже 3 сентября! При этом Штокмановский проект называют уникальным по сложности, потому что добыча углеводородов на шельфе арктических морей нашей страны будет вестись впервые.

«За столь короткий срок (около 30 дней) проведения экспертизы по такому беспрецедентному проекту невозможно тщательно рассмотреть все имеющиеся риски и потенциальное негативное воздействие. Кроме того, столь оперативное завершение государственной экспертизы не дало возможности завершить общественную экспертизу. А ведь права общественности высказаться в нашей стране закреплены законодательно!», — говорится в письме WWF Ростехнадзору.

По мнению экологов, реализация проекта ускоряется путем снижения качества его выполнения. К примеру, в проектной документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, компанией «Штокман Девелопмент АГ» не были устранены принципиальные недостатки, высказанные в ходе общественных обсуждений: не была проведена должным образом оценка воздействия на окружающую среду в случае аварийных разливов конденсата или выбросов метана, а также не в полной мере исследовано акустическое воздействие на водные организмы, в первую очередь, на морских млекопитающих.

Беллона призывает к мораторию на разработку новых нефтегазовых проектов в Баренцевом море, в том числе и Штокмановского месторождения.

Ядерная и радиационная безопасность

Немалое внимание в выступлении Президента Беллоны было уделено и Мурманской области. В частности, докладчик отметил крайне неудовлетворительное состояние в сфере ядерной и радиационной безопасности на территории региона, высказал свое критическое отношение к вопросам развития атомной энергетики. Он отметил значительные риски, связанные с использованием атомной энергии на ледоколах при организации проводок судов по Северному морскому пути.

«В своем ответном выступлении Председатель Мурманской областной Думы Евгений Никора высказал несогласие с позицией Президента Беллоны. Он отметил значительное улучшение ситуации с ядерной и радиационной безопасностью на территории Кольского Заполярья. Спикер также напомнил присутствующим о реализованных и ныне действующих программах по ядерной и радиационной безопасности на Кольской атомной электростанции, объектах Атомфлота и Минобороны», — сообщает пресс-релиз областной Думы.

Беллона высоко оценивает усилия российский властей и международных организаций по приведению в безопасное состояние атомных объектов Кольского полуострова, но до сих пор не решены проблемы самых опасных объектов, включая Андрееву губу и судно «Лепсе».

Кроме того, в эксплуатации продолжают находиться два наиболее опасных первых энергоблока Кольской АЭС, которые являются установками первого поколения и должны как можно скорее быть выведены из эксплуатации.
Нельзя забывать и о том, что на дне Арктических морей до сих пор покоятся затопленные ядерные объекты и никаких действий по приведению их в безопасное состояние не производится.

Беллона выступает против использования атомной энергетики, полагая, что это может привести к катастрофам Чернобыльского уровня. Нигде в мире не решена проблема радиоактивных отходов, использование атомной энергетики экономически не обосновано и несет риск распространения ядерных материалов.

Ледокольный флот и Северный морской путь

Говоря об использовании атомного ледокольного флота России при эксплуатации Северного морского пути в ледовый период, Евгений Никора подчеркнул его «важное значение и безальтернативность».
С этим категорически не согласна Беллона. Организация выступает против активного использования северного морского пути, тем более с применением атомных ледоколов.

Одной из причин этого является отсутствие на маршруте северного морского пути какой-либо инфраструктуры для разрешения возможных чрезвычайных ситуаций как на самих ледоколах, там и на транспортных судах. Кроме того, никто не проводил исследования воздействия на окружающую среду при увеличении трафика в Арктике.

Беллона уверена, что использование атомных ледоколов — пиаровский ход, не имеющий экономического обоснования. Использование атомных ледоколов абсолютно невыгодное мероприятие, ярким примером которого является отказ от услуг атомных ледоколов концерном «Норильский никель».

Таким образом, уверены экологи, Арктику подвергают опасности с целью пиара.

В заключении Беллона с готовностью принимает приглашение Евгения Никоры посетить Мурманскую областную Думу. Беллона уже длительное время безуспешно пытается наладить рабочие отношения с новой администрацией Мурманской области, поэтому приглашение к такому сотрудничеству со стороны законодательной власти является признаком стремления к диалогу с неправительственными организациями, что Беллона только приветствует!