News

«Алтайское сафари» продолжится в суде

Обломки вертолёта МИ-171, потерпевшего крушение 9 января 2009 г.

Опубликовано: 02/09/2010

Автор: Борис Вишневский

На Алтае завершено следствие по уголовному делу в отношении бывшего заместителя председателя правительства Республики Алтай Анатолия Банных, генерального директора компании «Инеко» Бориса Белинского и заместителя директора института экономики и законодательства города Москвы Николая Капранова, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота).

Речь об «Алтайгейте»: нашумевшей истории с крушением в горах Алтая в январе 2009 года вертолета МИ-171, в результате которого погибли семь человек, охотившихся на архаров, занесенных в Красную книгу, и относящимся к исчезающим видам (охота на них запрещена в нашей стране с 1934 года). Эта история вызвала небывалый резонанс – высокопоставленные чиновники (среди погибших был полпред президента в Госдуме Александр Косопкин), не стесняясь, полетели охотиться на редчайших животных, и только «благодаря» катастрофе этот факт был предан огласке.

Что теперь – по прошествии более чем полутора лет после катастрофы? Следствие установило очевидное: Банных, Белинский и Капранов охотились на включенных в Красную книгу горных баранов – архаров Аргали. Ранее, в апреле 2009 года (как сообщалось в ответе на запрос «Беллоны») было возбуждено уголовное дело по статье 258 УК РФ «Незаконная охота», и материалы дела были направлены заместителю Генерального прокурора Российской Федерации для определения подследственности.

С учетом использования служебного положения фигурантов и совершения деяния «по предварительному сговору или организованной группой», перечисленным персонажам грозит лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Вот только понесут ли они действительно установленную законом ответственность?

Еще тогда, когда эта история только начиналась, возникали серьезные опасения – что дело замнут, что высокопоставленных персонажей, которые традиционно «неприкасаемы», любой ценой «отмажут» и не допустят их уголовного преследования. Что вопиюще незаконное «алтайское сафари», – явно не первое, и, скорее всего, не последнее, поскольку ВИП-охоты в горах Алтая давно стали традиционным способом развлечения ВИП-гостей, – вполне может остаться без последствий для его участников. Или все спишут исключительно на погибших – объявив оставшихся в живых еще и пострадавшими в результате катастрофы. Эта опасения усугублялись тем, что правоохранительные органы не спешили выяснять даже самые очевидно необходимые детали происшедшего – кто и как оплачивал «сафари», кто разрешил рейс вертолета, кто компенсировал МЧС расходы на поиски чиновных браконьеров…

Однако, – в первую очередь, благодаря широкой огласке, – дело замять не удалось. Его сперва возбудили, а потом не смогли (хотя, по информации из алтайских источников, активно пытались) закрыть или спустить на тормозах. И оно все-таки добралось до суда: сейчас обвиняемые знакомятся с его материалами и готовятся к процессу. Хотя, конечно, исход дела далеко не предрешен – не исключено, что его попытаются развалить уже в суде (что несложно организовать, если следствие получит прямую команду не особо усердствовать), да и часть улик могла быть давно уничтожена. Но суть не только в этом – уголовное дело возбуждено только о незаконной охоте, а надо бы – о коррупции, обо всей системе ВИП-браконьерства как важного звена коррупционного механизма. Но так далеко правоохранительные органы, конечно же, не замахиваются.