Посол Бельгии в России: «Мы рассчитываем на российских партнеров в сотрудничестве в области климата»

ingressimage_belgium-climate.jpg Photo: echo.msk.ru

Чрезвычайный и полномочный посол Бельгии в России Ги Труверуа выступил в эфире «Эха Москвы», призвав Россию усилить сотрудничество с Евросоюзом в области климатической политики.

«Я не климатолог, я кадровый дипломат. Но даже средний дипломат может заметить, что с погодой что-то не то», сказал посол.

Комментируя недавнее выступление Медведева о взаимосвязи катастрофической жары и пожаров в России с глобальным изменением климата и необходимостью соответствующих действий, Ги Труверуа заявил, что, по его мнению, сотрудничество в области климата между Россией и Европейским Союзом является абсолютной необходимостью.

«Мы можем видеть, что результаты прошлых климатических саммитов оказались недостаточными. Многие страны не согласны с параметрами сделки по климату. Сейчас мы рассчитываем на российских партнеров, с тем, чтобы они помогли Евросоюзу реализовать свои цели [по достижению соглашения]. Россия – одна из ключевых переговорных сторон», – сказал он.

По словам посла Бельгии, вопрос информирования об изменение климата также является одной из первостепенных задач. «Пресса в Западной Европе уделила огромное внимание происходящему в России. Вопрос с климатом становится все более актуальным для всех стран. В Бельгии мы должны поднимать уровень защиты от моря, что, безусловно, потребует новой инфраструктуры».

По мнению посла, и России и Евросоюзу придется принимать новые меры для того, чтобы приспособиться к этим непривычным климатическим ситуациям.

Выступление посла комментирует директор по развитию Экологического правозащитного центра «Беллона» Елена Кобец: «Господин посол сделал основное ударение на необходимость развития сотрудничества России и Евросоюза по решению проблем связанным с изменением климата, так как эти проблемы далеко выходят за национальные границы, и являются транснациональными. Невозможно разрабатывать программы по снижению рисков, связанных с антропогенным влиянием на климат и добиваться каких-то результатов в них, если не участвует хотя бы одна из стран. Особенно это касается России, территория которой столь огромна».

Российская реальность

Реальность в настоящее время, такова, что далеко не во всех международных программах по климату принимают участие официальные представители России и ученные. Одним из ярких примеров проблема значительно более быстрого потепления Арктики (почти в два раза по сравнению со всей планетой), признанного ученными многих стран, которые проводят там исследования.

Факторами этого процесса, кроме двуокиси углерода (СО2) являются так называемые короткоживущие факторы – черный углерод (мелкодисперстные частицы сажи), метан и тропосферный озон. Эти газы и аэрозоли не образуются на месте, а перемещаются в Арктику воздушными потоками из более южных широт и влияют на ее климат в краткосрочном масштабе. В связи с тем, что значительная часть Арктики является территорией России, то и влияние этих загрязнителей, которые поставляет Россия, на климат Арктики велико. Кроме влияния на климат Арктики они наносят большой вред здоровью человека и ущерб экономике России.

Особенно значительные потоки этих газов и аэрозолей образуются от горения растительных биомасс в весенний период, когда происходит интенсивное таяние арктического льда и снега.

В то же самое время, Россия является членом Арктического Совета и стороной, ратифицировавшей Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Во многих программах в рамках Арктического Совета принимают участие и российские ученные. Но представителей сообщества ученных России, которые могли бы наравне с представителями других стран членов Арктического Совета заниматься проблемой вышеназванных загрязнителей атмосферного воздуха к сожалению нет. Все международные мероприятия проходят без участия России.

Не развиваются государственные программы, которые поддерживали бы такие исследования, а также способствовали развитию новых технологий в сельском хозяйстве, в энергетике и при добыче нефти и газа.

Существуют большие пробелы в российском законодательстве, регулирующем охрану атмосферного воздуха при сжиганиях растительных остатков на сельскохозяйственных полях.

Для решения вышеназванных проблем необходимо принять срочные меры.

Предложения «Беллоны»

Какие шаги нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Пожары в августе 2010 года на европейской части России, их последствии: сгоревшие деревни, смог в Москве и увеличение смертности показали, что нужно делать немедленно:

  1. Усилить федеральное законодательство, внеся поправки на прямой запрет сжигания сельскохозяйственных отходов и травы и разработать нормативно-правовую базу по контролю за исполнением и штрафными санкциями за нарушения.

  2. Определить федеральные органы, ответственные за политику и регулирование пожарной безопасности на природных территориях; определить федеральный орган, ответственный за учет пожаров, в том числе на сельскохозяйственных территориях.

  3. Внести черный углерод в список официальных загрязнителей атмосферы, с определение нормативов и мерами наказания за их превышение.

  4. Участвовать в переговорах по пересмотру Гётеборгского протокола от1999 года о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном, подписать и ратифицировать его.