News

Что угрожает Куршской косе

Опубликовано: 02/08/2010

Автор: Лина Зернова

«Море. Природа. Энергия» – таково название велоакции, прошедшей в июле на территории Литвы, России и Польши. Активисты экологических организаций из Петербурга и Финляндии, вот уже более 10 лет колесящие каждый июль по Балтийскому региону, проехали из Каунаса в Клайпеду через Куршскую косу и Калининград, завершив маршрут в польском городе Гданьске. Велокампанию организовали НКО «Друзья Балтики», Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга, Климатический секретариат РСоЭС, Центр Экологических Инициатив, при участии и поддержке организаций: «Беллона», Экогруппа «Гид» и движение «Антропос» (Калиниград), Додо – Живая природа будущего (Финляндия), Zwejone (Литва), Польский экологический клуб (Гданьск).

Клайпеда становится «зеленой»

Самый экологичный вид транспорта – велосипед, как выяснилось, имеет еще одно преимущество: на нем легко переносится жара. Чем быстрее крутишь педали, тем интенсивнее работает «естественный вентилятор» – ветер, остужающий разгоряченного велосипедиста. Словом, этим летом проверено: ездить можно и при жаре под сорок. Хотя, конечно, лучше по тенечку…

Особенно комфортно велосипедист чувствует себя там, где имеется вело- инфраструктура. В городах Литвы есть велодорожки. Например, в Клайпеде их протяженность составляет более 80 км – но это только начало, ведь формировать велосеть начали всего пять лет назад. Новое же дорожное строительство в обязательном порядке включает и вело-инфраструктуру. Горожане уже отреагировали – велосипедов в городе за последние годы стало больше. Кстати, паром, переправляющий горожан на Куршскую Косу, не берет с велосипедистов плату за провоз их транспорта. Принимая такое решение, власти Клайпеды подчеркивают свою симпатию к «зеленой» концепции развития города.

Вкусы властной элиты изменились после вступления Литвы в Евросоюз. К примеру, до 1998 года городские чиновники спокойно относились к тому, что канализация Клайпеды проходила лишь механическую очистку, а вся растворенная в ней грязь прямиком сбрасывалась в Балтику. Теперь же, благодаря современным очистным сооружениям, канализационные стоки доводятся до европейских стандартов чистоты. Заметим, 85% инвестиций в водоочистку – доля ЕС.

Велосипедный рай

Клайпедский пролив паром пересекает всего за 15 минут, не успеваешь оглянуться, как оказываешься на Куршской косе. Этот удивительный песчаный намыв длиной 98 км и шириной от 400 м до 3,8 км тянется отсюда до Зеленоградска Калининградской области. Здесь в непосредственной близости друг от друга соседствуют хвойные леса, березняки запада России, заросли можжевельника, дикого винограда, песчано-пустынные ландшафты. Настоящий музей природы. Не случайно в 2000 году коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня она защищена и статусом национального парка.

На литовской части парка (16 000 гектаров) ограничено любое новое строительство. Около пятой его части отведено под рекреационную зону, где можно находиться человеку. Именно по ней, вдоль всего побережья косы, проложена велодорожка. Морской, с запахом сосны воздух, лесные ландшафты, птичий гомон, абсолютная транспортная безопасность, скамьи для отдыха, спрятанные в сени деревьев, выбежавшая на дорожку косуля, – как не назвать такое местечко велосипедным раем? Тем более что, преодолев защитную дюну, тянущуюся вдоль всего побережья, вы вдруг оказываетесь на ослепительно белом берегу хрустально чистой Балтики. В этих местах по своему великолепию она не уступает Средиземному морю. Только в ее палитре больше северной голубизны.

Рай нисколько не портят огороженные проволокой территории с табличками – «Stop!» – проход запрещен. И очень даже дополняет инфраструктура кемпингов, организованных автостоянок, дощатых мостков, ведущих на пляжи. Видя всю эту систему, понимаешь, что охрана этой части Куршской косы находится в надежных руках. Здесь хорошо и уютно всем: и природе, и зверью с птицами, и человеку.

Куда уходят деньги?

Чтобы попасть на российскую часть косы, нужно всего лишь пересечь границу, за городком Нида. Здесь та же природа, но совсем иная обстановка. Не смотря на скверное качество дороги, встречаем огромное количество автотранспорта. Суббота, жара, народ тянется к природе, морю. На первом же так называемом кемпинге – автостоянке с рядами сувенирных палаток, погружаемся в шумную толпу, видим переполненные мусором баки, облепленные автомобилями обочины дороги – разметки под стоянки практически нет. К сожалению, уйти с дороги на велодорожку не можем – таковая попросту отсутствует.

Поразила и очередь из желающих попасть на Куршскую косу, образовавшаяся перед пропускным пунктом у города Заленоградска (в 40 км от Калининграда). В 11 утра субботы она растянулась на четыре километра. На въезде в российскую часть национального парка с граждан собирают плату. С автомобиля требуют 250 рублей (планируют поднять до 400), с каждого пассажира – 30, с прицепа – 9 тысяч. Это не останавливает стремящихся попасть на косу. Хотя представить, как вся эта армия сумеет разместиться на полоске суши, трудно. Инфраструктура отдыха на российской части косы находится в зачаточном состоянии.

Для сравнения, в Литве сбор с автомобиля составляет 20 лит (чуть больше 200 рублей). Причем, бюджет расходования этих средств открыт для всех желающих. Да и видно, что деньги тратятся во благо природе.

Куда уходят российские сборы – большой вопрос.