News

Экологи о законопроекте «Об обращении с радиоактивными отходами»: «Закон, который ждали более 50 лет!»

Опубликовано: 14/07/2010

Председатель Правления экологического правозащитного центра «Беллона» (Санкт-Петербург) Александр Никитин подготовил заключение на проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. В работе над заключением также приняли участие координатор энергетического департамента «Гринпис России» (Москва) Владимир Чупров, вице-президент общественной правозащитной организации «Правосознание» (Челябинск) Андрей Талевлин и руководитель Международной экологической группы «Экозащита!» (Москва) Владимир Сливяк. В исследовании также приняли участие члены фракции «Зелёная Россия» партии «Яблоко» и другие эксперты.

Законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами» был внесён на рассмотрение Госдумы Правительством РФ и был принят в первом чтении 20 января 2010 года. Он был разработан в соответствии с требованиями «Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами», согласно которой страна, использующая атомную энергию, обязана иметь нормативно-правовую базу в области обращения с ОЯТ (отработавшим ядерным топливом) и РАО (радиоактивными отходами).

 

Анализ законопроекта, подготовленный экологами, разбит на три части: экологическую, социальную и экономическую. При этом авторы анализа указывают как на положительные стороны документа, так и на отрицательные.

 

Главной экологической проблемой, которая возникнет с принятием закона – это легализация закачки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в геологические горизонты. «Ни одна страна в мире кроме России не закачивает в подземные горизонты радиоактивные отходы. Даже нормами МАГАТЭ до настоящего времени не предусматривался такой способ хранения ЖРО, как закачка их в геологические горизонты, – пишут экологи. – Нет гарантий того, что закаченные под землю ЖРО не будут мигрировать и проникать в водоносные горизонты, и далее – появление радионуклидов в системах водоснабжения населенных пунктов». По мнению авторов заключения, тем самым законопроект противоречит Водному кодексу РФ, так как в результате закачки ЖРО в пласты-коллекторы образуются водные объекты, в которых запрещается захоранивать ядерные материалы и радиоактивные вещества.

 

Также авторы доклада указывают на то, что закон «открывает окно» для ввоза РАО на территорию России, хотя ранее законодательство позволяло ввозить на территорию страны только ядерные материалы, но не радиоактивные отходы. «По нашим оценкам, в условиях высокой коррупции и повсеместном пренебрежении к требованиям законов, все условия, которые содержатся в настоящем законе, выполняться не будут, поскольку не существует механизма для надежного контроля за их выполнением, – пишут авторы доклада. – Кроме этого, развитие бизнеса по переработке зарубежных РАО повысит интенсивность перевозок опасных грузов, что создаст дополнительные риски для людей и окружающей среды».

 

В социальном блоке своего исследования экологи указывают на то, что новый закон полностью исключает граждан из процесса принятия решения о проектировании, размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов. Более того, из этого процесса исключены даже законодательные органы субъектов федерации, а также органы местного самоуправления. «Все будет зависеть от позиции Росатома и местной исполнительной власти, которая, как известно, полностью зависима от решений, принимаемых в Москве», – утверждают экологи.

 

Экологи указывают и на несколько экономических проблем в предлагаемом законопроекте. Во-первых, экологи опасаются, что несмотря на то, что законом устанавливается финансовая ответственность производителей радиоактивных отходов за обращение с ними, в том числе их захоронение, ответственность за обращение с РАО, которые образовались ранее, будет возложена на бюджет.

Во-вторых, закон устанавливает непрозрачную схему использования средств, полученных от производителей РАО. Все платежи должны будут поступать в специальный резервный фонд Росатома, но как и куда они будут расходоваться будет решать сам Росатом, на своё усмотрение. К тому же закон не предусматривает никаких платежей тем регионам, в которых будут создаваться хранилища и могильники РАО.

И наконец, в-третьих, новый закон никак не урегулирует вопросы собственности на радиоактивные отходы. По мнению экологов, собственником должен быть заказчик услуг по обращению с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Тем не менее, несмотря на недостатки, принятие этого закона, по мнению авторов доклада, «задержалось более чем на 50 лет». В законе определены основные термины и понятия, собственники пунктов хранения РАО, цели, принципы и структура «Единой государственной системы обращения с РАО», определены обязанности и ответственность производителей РАО. Всё это – «конкретные положительные нормы». «Но проблема заключается в том, что в этих формально правильных главах и статьях закона, далеко не всегда правильное и разумное наполнение. Это ведёт к тому, что проект закона имеет достаточно много недостатков и неопределённостей», – говорится в заключении экологов.

Авторы анализа законопроекта «Об обращении с радиоактивными отходами» предлагают не только внести конкретные изменения в рассматриваемый документ, но и дополнительно разработать и принять около 15 федеральных норм и правил, регулирующих обращение с РАО. «Если проект закона РФ «Об обращении с радиоактивными отходами», который внесён в Государственную Думу РФ для рассмотрения во втором чтении, будет принят без поправок, то не следует ожидать, что он окажет положительное влияние на решение вопросов, связанных с обращением с РАО», – заключают экологи.

Заключение «Беллоны» было направлено в Комитеты Государственной думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии; по энергетике; по вопросам местного самоуправления и всем руководителям думских фракций.