News

Мурманские экологи инициируют создание комплексного плана управления ресурсами в арктической зоне

Anna Kireeva

Опубликовано: 23/06/2010

Автор: Анна Киреева

В Мурманской областной думе состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы и необходимость создания комплексного плана по управлению ресурсами в российской части Баренцева моря.

Организаторы мероприятия — Всемирный фонд дикой природы и депутаты областной думы. По словам руководителя Баренцевоморского офиса WWF Олега Суткайтиса — встреча носила просветительский характер. «Главным было рассказать о том, что такое менеджмент план, поделиться норвежским опытом создания аналогичного документа, и определиться  с дальнейшими действиями на региональном и федеральном уровне», — рассказал он в интервью «Беллоне.ру».

«В свете растущей антропогенной нагрузки на экосистему Баренцева моря, в том числе связанной с климатическими изменениями, крайне важно уже сейчас разработать российский комплексный план управления морской средой», — считает координатор энергетических проектов «Беллоны-Мурманск» Нина Лесихина.

По ее словам, это позволит осуществлять различные виды хозяйственной деятельности без причинения вреда экологическим функциям и биологическому разнообразию районов Баренцева моря. Менеджмент план должен содействовать выработке общей позиции в вопросах управления данным морским регионом среди представителей различных отраслей, органов власти, а также представителей общественных экологических организаций.

Участники круглого стола не раз обращали внимание на крайнюю уязвимость экосистемы арктических морей и традиционных видов хозяйственной деятельности, как рыболовство и туризм, к последствиям нефтегазовой деятельности. Это необходимо учитывать при разработке комплексного плана управления Баренцевым морем и в центр внимания поставить проблему принятия мер в связи с риском аварийного загрязнения нефтью и газом, в том числе введение моратория на добычу углеводородов.

«На особо уязвимых и ценных участках Баренцева моря должны быть созданы зоны, свободные от нефтегазовой деятельности, и на достаточном расстоянии от берега определены фиксированные маршруты транспортировки углеводородного сырья. Все это позволит избежать катастрофических последствий для природы Баренцева моря и рыбохозяйственной отрасли региона при реализации таких крупных проектов как Штокмановский», — уверена Нина Лесихина.
По словам заместитель председателя областной думы Ларисы Александровой, необходимо разработать ключевые позиции комплексного плана управления ресурсами арктического региона. «Важно не просто эффективно, рационально использовать ресурсы Арктики, но и сохранить уникальность окружающей среды», — рассказала она.

Участники мероприятия сошлись на том, что в понятие «рациональное природопользование» должны включаться три важных аспекта. Во-первых, потребление возобновляемых ресурсов не должно превышать темпов их восстановления. Во-вторых, потребление невозобновляемых ресурсов не должно превышать темпов разработки их устойчивых заменителей. В-третьих, объёмы и интенсивность загрязнения окружающей среды не должны превышать ее возможности поглотить и переработать эти отходы.

Зарубежный опыт

Пионерами в области межотраслевого управления акваториями были США, приняв в 1972 году закон «Об управлении прибрежными зонами». В ЕС законодательство в этой сфере стало развиваться в 1990-х, когда в 1999 году был принят модельный закон об устойчивом управлении прибрежными зонами и европейский кодекс поведения для прибрежных зон.

По словам советника департамента Министерства экономического развития РФ Юрия Михайличенко, практика развитых стран показывает, что комплексное управление прибрежными зонами в настоящее время представляет собой  наиболее продвинутую и реализуемую на практике методологию устойчивого природопользования в мире.

Сосед России по Баренцевому Норвегия в 2006 году разработала Комплексный план управления морской средой Баренцева моря и морских районов, прилегающих к Лофотенским островам. Цель его заключалась в том, чтобы с помощью устойчивой эксплуатации ресурсов Баренцева моря создать благоприятные условия для сосуществования различных отраслей и одновременно с этим поддерживать продуктивность существующих экосистем.

Разработкой плана управления занимались федеральные министерства Норвегии во главе с Министром охраны природы при участии всех заинтересованных сторон, в том числе и общественных экологических организаций.

Норвежский план, в частности, показывает, что не все морские зоны одинаково уязвимы и важны с точки зрения рыбных ресурсов и нефтедобычи. По словам разработчиков плана, подобные документы помогают лучше понять степень воздействия различных видов деятельности на экосистемы, и имеют большие преимущества в управлении биоресурсами по сравнению с секторальным управлением.

По словам Мали Холе Скоген (WWF, Норвегия), этот план будет пересмотрен в следующем году. «Трагедия в Мексиканском заливе сильно повлияла на нашу точку зрения относительно взаимодействия рыбной и нефтяной промышленности».

Российские проблемы

Как отметила Лариса Александрова, сегодня формирование комплексной отраслевой стратегии не является основой политики правительства Российской Федерации, и не входит в основные задачи ни одного ведомства.

В России отсутствует чёткая политика в сфере управлении прибрежными зонами: значительное число различного рода концепций, доктрин, основ государственной политики носят отраслевой характер и никак не связаны между собой. «По проблемам российской Арктики нет ни одного федерального закона, в целом виде выдающего правовое обеспечение её развития на уровне страны и международном плане», — считает заместитель председателя областной думы.

Другой вопрос — что Баренцево море — федеральный объект, зона ответственности федеральных властей, а не региональных, поэтому все разрабатываемые проекты и законы не всегда соотносятся с прямыми интересами жителей региона. «За 15 лет моей работы в областной думе я ни разу не видел, чтобы региональным законодателям приходили какие-то документы, касающиеся вопросов экологии. А если таковые и приходили, то крайне редко и с очень скудным содержанием», — прокомментировал ситуацию депутат областной думы Василий Калайда.

«Отказ от ранее существовавшего в Государственной Думе отдельного комитета по экологии был огромным шагом назад», — считает депутат Госдумы Игорь Чернышенко. Раньше был вполне ясный конкретный орган, который отвечал за все экологические вопросы и работал с соответствующими документами.

Теперь вопросами экологии ведает комитет, в зоне компетентности которого также находятся вопросы нефти, газа, леса и прочих природных и около природных аспектов. «Экологии там уделяется крайне мало внимания, — пояснил он, — потому и документация готовится не самым подобающим образом, если вообще готовится».

По словам кандидата юридических наук Михаила Каленченко, одной из проблем реализации менеджмент плана после его принятия, будет отсутствие специалистов, которые должны будут его реализовывать. «Можно разработать и принять план, назначить ответственных за его реализацию, адаптировать номативно-правовую базу, но он все равно не будет работать, поскольку отсутствуют механизмы разрешения как экологических конфликтов, так и конфликтов сфер ответственности различных ведомств, — уверен он. — Без механизмов реализации никакой план работать не будет».

Тем не менее, все участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо инициировать создание подобного менеджмент плана по российской части Баренцева моря. «Следующий шаг — начало работы  с Госдумой, Федеральным Собранием и Минприроды», — рассказал Олег Суткайтис.