News

Десятилетие с момента оправдания Никитина – Пессимизм и оптимизм в продолжении борьбы

Ruth Astrid L. Sæter

Опубликовано: 23/06/2010

Автор: Чарльз Диггес

С момента оправдания Александра Никитина по обвинению в шпионаже прошло 10 лет и разворот назад в проведении демократических реформ в России стал непоправимым. Ничто не сможет вырвать страну из под контроля спецслужб – или же, все еще есть надежда заставить Россию вернуться к демократическим реформам и уважать основные права человека и верховенство закона?

Такими были вопросы, вставшие перед участниками конференции «Беллоны», организованного по случаю десятилетней годовщины оправдания Никитина – бывшего офицера Военно-морского Флота России и инспектора по радиационной безопасности, который был арестован Федеральной Службой Безопасности (ФСБ) за его вклад в отчет «Беллоны» по радиоактивным угрозам, существующим на ядерных объектах Северного Флота России.

В 1995 году Никитин был обвинен в государственной измене и шпионаже за вклад, который он внес в работу над разделом отчета «Беллоны» об инцидентах с советскими и российскими ядерными подводными лодками и уровнях радиационного загрязнения «Северный Флот Российской Федерации: источники радиоактивного загрязнения». Он был арестован и провел четыре с половиной года, пытаясь доказать свою невиновность в условиях существовавшей тогда в России «новой демократии».

bodytextimage_screen-capture.jpg Photo: Ruth Astrid L. Sæter

В защиту Никитина выступила «Беллона», российские и норвежские эксперты в вопросах юридической защиты. Также на его стороне оказалось преобладающее общественное мнение, абсолютно уверенное в том, что он не нарушил никаких законов. Конституция Российской Федерации защищает право граждан на информацию о состоянии окружающей среды. Все источники, которыми пользовался Никитин при подготовке материала, были открытыми.

Его полное оправдание в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации в 2000 году после более чем 80 слушаний в судах низшей инстанции сделало Никитина единственным человеком в советской и, позднее, российской истории, не побоявшимся выступить против спецслужб и их победившим.

 Был бы Никитин оправдан сегодня?

Был бы Никитин оправдан, если бы его судили за те же самые преступления в сегодняшней России? Участники конференции «Беллоны» «Десятилетие с момента оправдания Никитина – куда движется Россия?» пытались ответить на этот вопрос с помощью десятка российских и норвежских экспертов, юристов, активистов и журналистов, выступавших перед аудиторией, состоявшей из около 60 слушателей, в престижном Литературном доме (Literaturhuset) в Осло 16 июня.

[picture2] Адвокат Никитина Юрий Шмидт заявил, что в условиях существующего политического климата в сегодняшней России Никитин был бы приговорен к пожизненному заключению.

Общим мнением стало то, что шансы на оправдание в сегодняшних условиях были бы ничтожно малы. Современная Россия – это система с полным отсутствием каких-либо гарантий.

«Лихие» 1990-е

Распад Советского Союза и последующее десятилетие принесли с собой как возможности для радикальных реформ, так и ужасающую коррупцию. Они также открыли строго охранявшийся от постороннего взгляда ящик Пандоры российских радиоактивных тайн – пугающие секреты, которые нуждались в проверке и оценке для того, чтобы можно было предложить помощь. Поначалу информация текла рекой, что крайне помогло публикации отчета.

Игорь Кудрик – один из соавторов отчета, вынужден был покинуть Россию в свете начавшихся преследований Никитина, и являющийся экспертом «Беллоны» по радиоактивной безопасности, сказал: «Ирония состоит в том, что сам отчет был полезен всем», кто мог бы помочь России очиститься от наследия холодной войны.

«Но кому-то это все не понравилось», – сказал президент норвежской BELLONA Фредерик Хауге, обратившийся с приветствием к конференции. «Кто-то очень испугался того, что мы нашли».

Этим «кем-то» была ФСБ, которая, по словам главного адвоката Никитина, известного правозащитника Юрия Шмидта, вступила с народом и правительством во взаимоотношения, основанные на принципах силы и принуждения, в попытке предотвратить свою полную моральную деградацию. «В ФСБ поняли, что со шпионами дела обстоят плохо, точнее дела не с шпионами, а с поимкой шпионов», – заявил Шмидт в обращении к собравшимся. А кто еще может быть лучшим «шпионом», чем морской офицер в отставке?

[picture3] В глазах ФСБ Никитин открыл всю самую неприглядную сторону медали, а уж виноват он был в государственной измене или нет – было не важно. Секретные законы, а также законы советского периода, примененные задним числом, гарантировали обвинительный приговор, вплоть до возможности применения наказания в виде смертной казни.

Юрий Шмидт совместно с Йоном Гауслаа из норвежской BELLONA и группой российских и норвежских юристов и правозащитников противопоставил обвинению основные положения Конституции России. Результаты шокировали всех.

«Никто не ожидал оправдательного приговора», – вспоминает Гауслаа, «но мы хотели заставить Россию играть по правилам, что означало следовать ее же собственным законам. Вердикт удивил всех».

«Я очень хорошо помню, как рады мы были, и как мы не верили, что это свершилось. Но это свершилось!» – сказал Шмидт.

«Мы доказали», – говорит Хауге, «что бороться с ФСБ и победить можно. Из-за Никитина мы осмелились бороться, и эта борьба вдохновила других».

Гро Хилм, в то время возглавлявшая московское бюро норвежского телеканала NRK, которая постоянно освещала суд, сказала: «Мы все были очень удивлены, что его оправдали». Такого же мнения придерживалась и большая часть иностранной прессы в Москве.

Достижения отчета

По словам Хауге, публикация отчета и оправдание Никитина привели к результатам, прямо противоположным тем, которых надеялись достичь пытавшиеся заставить его замолчать – были основаны Экологический Правозащитный центр «Беллона» в Санкт-Петербурге и «Беллона-Мурманск», а также бюро BELLONA в Вашингтоне.

«Джин был выпущен из бутылки, и в тесном сотрудничестве с другими международными организациями и правительствами, «Беллона» смогла увидеть настоящий прогресс: из двухсот выпущенных Советским Союзом подводных лодок, гнивших в доках с ядерным топливом на борту, на сегодняшний день осталась только одна лодка, еще не прошедшая процесс консервации», – говорит Кудрик.

Был пролит свет на ужасающую практику обращения с ядерными отходами военно-морского флота в губе Андреева. Условия были радикально улучшены. Появились новые источники финансирования, и по-прежнему остается много вопросов на повестке дня, однако отчет, бросивший Никитина за решетку и приведший его на скамью суда, был первым тревожным сигналом для стран-доноров.

Один шаг вперед, два шага назад

Принимая во внимание вышеупомянутые достижения, участники дискуссии разошлись во мнениях относительно текущей политической ситуации в России, выражая оптимизм, равно как и пессимизм, по вопросу будущего страны.

Шмидт заявил, что приход Владимира Путина, бывшего Президента России и нынешнего премьер-министра, известного своей жесткой линией, ознаменовал собой начало периода подавления свобод – с того самого момента, когда президентская власть была ему передана в новогоднюю ночь 2000 года Борисом Ельциным. Путин, будучи кадровым офицером КГБ, привел с собой во власть когорту сотрудников спецслужб, которые и до сих пор, даже во время правления выбранного Путиным преемника – Президента Дмитрия Медведева, контролируют Кремль.

Неправительственные организации, которые свободно работали во всех сферах деятельности в 1990-х, попали под пресс государственной машины. Из 500 неправительственных организаций, работавших в Москве в 2005 году, осталось только 100 не прекративших свое существование из-за принятия «карманной» Думой закона об НКО. Даже Хельсинкский Комитет не может беспрепятственно получить визы в страну, где его сотрудники когда-то свободно работали. Для российских НКО ситуация еще хуже.

Шмидт поздравил всех с оправданием Никитина, однако добавив, что «Я не могу поздравить нашу страну, потому что 1990-е годы были дорогой к демократии, а начало 21-го века ознаменовало собой начало движения назад».

По прогнозам Шмидта, в конце концов, Путин опять вернется к власти, в соответствии с Конституцией России, и только тяжелейший экономический коллапс позволит России понять тот факт, что существующая политическая система и путинская вертикаль власти должны быть полностью изменены.

Борис Пустынцев – представитель правозащитной организации «Гражданский контроль», активно участвовавшей в деле Никитина, однако, не полностью разделяет пессимизм коллеги.

«Я считаю, что пессимист – это информированный оптимист», – говорит он и напоминает, что при советской власти поиск путей борьбы с системой был своего рода национальным видом спорта.

Но, не смотря на удушающий режим Путина, новое поколение россиян уже подрастает – поколение россиян, связанных с внешним миром. И хотя текущая ситуация с подавлением гражданских прав в России продолжает существовать, новой России, по словам Пустынцева, еще только двадцать лет от роду, и нация в том виде, в котором она сейчас существует, находится на «естественном пути своего развития».

Россияне, росшие в ельцинские времена, сформировались как личности в эпоху свободы, но многие из них просто не знали о своих правах.

«Элементы гражданского общества прописаны в Конституции», – говорит он. «Ошибкой 1990-х было ожидание быстрых изменений».

Пустынцев далее заметил, что даже коррумпированная бюрократия, управляющая Россией, держит деньги в западных банках и отправляет своих детей в западные школы. Эти связи не так легко порвать и в результате, парадоксально, именно они могут разрушить нынешнюю вертикаль власти, ведь новые поколения россиян уже выросли под воздействием принципа верховенства личности над интересами государства.

Однако Пустынцев подытожил свои высказывания ремаркой: «Конечно, нет никаких гарантий – текущая ситуация (в России) может продлиться или стать хуже».

На останках растерзанной прессы выживает интернет

Дальнейшая поддержка ожидается от внешнего мира, отметил Алексей Симонов, Президент Фонда «Гласность» – российского фонда свободы средств массовой информации и защитник свободы интернета.

В течение ельцинских лет широко известные олигархи, поделившие между собой большинство сфер, владели российскими СМИ – от многочисленных телевизионных станций до газет. Эта система, возможно, была далека от идеала, однако она давала возможность высказывать широкий спектр мнений и простор для дебатов. Она также помогла привлечь внимание к делу Никитина, что гарантировало обширную международную поддержку и помогло выиграть дело.

Сейчас же Путин убрал олигархов с политической сцены, одновременно задушив свободные и независимые от государства СМИ.

Одна оппозиционная газета, одна радиостанция и несколько региональных газет еще существуют, но интернет остается единственным остатком былого плюрализма мнений, предоставляя России хотя бы одно независимое новостное пространство.

В то же время статистика проникновения интернета в России остается низкой. Только 30% россиян регулярно пользуются интернетом, и большинство из них живут в Москве и Санкт-Петербурге.

Проблемы окружающей среды в сегодняшней России

Один из ведущих российских экспертов в области защиты окружающей среды и бывший советник Президента Ельцина, один из лидеров партии «ЯБЛОКО» Алексей Яблоков показал, что российская культура потребления стала причиной значительного ухудшения состояния окружающей среды.

Условия для жизни по всей стране сильно ухудшились. 96% воздуха в России вредны для здоровья. Случаи нелегального сброса отходов насчитывают сотни тысяч, а Россия по-прежнему радостно принимает радиоактивные отходы из других стран мира вдобавок к собственным, большинство из которых разлагается на открытом воздухе. Вдобавок, усугубляя ситуацию, организации по надзору за состоянием окружающей среды на правительственном уровне были расформированы.

Он также заметил, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в России в период 1990-2000 г.г. снизилась, не смотря на то, что страна купалась в «нефтяных» деньгах.

«Это не случайно», – говорит Яблоков. «Это – политика деэкологизации».

В 1990-х годах, по его словам, лишь 0,05% государственного бюджета было предназначено для решения проблем охраны окружающей среды. Сейчас же этот показатель скатился до ничтожно малых 0,001%. По информации Яблокова, согласно результатам опросов общественного мнения, большинство россиян считают, что живут в неблагоприятных экологических условиях.

В отношении же экологических и природоохранных организаций, по словам Яблокова, проводится политика устрашения и рейдерства – их материалы, компьютеры и базы данных уничтожаются.

Апатия или простой недостаток информации?

Председатель правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин считает, что такие условия и общая политическая ситуация в стране могут служить причиной апатии россиян.

«В сегодняшней России отсутствует гражданское общество, и присутствует пассивное общество», – сказал он в своем выступлении перед симпозиумом. «Никто не обращает внимания на состояние гражданского общества, журналистики и окружающей среды».

Он продолжил развивать свою мысль в ключе того, что Россия должна прекратить попытки восстановления собственного статуса сверхдержавы для того, чтобы найти ресурсы для стабилизации экономики. Вертикаль власти, созданная Путиным, соответствует унитарному государству, но из-за размера страны в России она крайне неустойчива. Никитин добавил, что у него остается «немного оптимизма» в отношении будущего страны.

Насколько все плохо сейчас и куда все пойдет дальше?

При таком состоянии дел, а также при разнице во мнениях у тех, кто на эти дела имеет наибольшее влияние, есть немного вариантов развития событий.

В своем выступлении Юрий Шмидт призвал международное сообщество не спускать глаз с России. Однако прозвучало и предупреждение.

«Я призываю всех, особенно наших международных партнеров, никогда не забывать с кем вы имеете дело, встречаясь с российскими официальными лицами», – сказал он. «Постарайтесь только быть уверенными в том, что наряду с реализацией ваших грандиозных планов вы не будете забывать напоминать России о необходимости соблюдения прав и свобод человека, а также иных признанных в мире норм и свобод».

Игорь Кудрик («Беллона») не считает, что достаточно просто ждать вмешательства международного сообщества. «Всегда есть варианты», – говорит он. «Одним из вариантов в деле Никитина было хранить молчание. Но мы не молчали, и «Беллона» все еще здесь – и до тех пор, пока власть будет идти по текущему пути, мы будем ее беспокоить».

Фредерик Хауге согласился и сказал: «Мы должны продолжать борьбу». Он также добавил, что он «разделяет пессимизм в отношении существующих условий (в России), в том виде в котором они есть сегодня». Однако он также напомнил о трудном выборе, стоявшем перед «Беллоной» когда был арестован Никитин.

«С одной стороны (Норвежское) Министерство Иностранных Дел рекомендовало нам держаться в стороне», – сказал он. «Но самый лучший совет, который я получил, был стучать кулаком по столу до тех пор, пока КГБ не поговорит с нами».

«Демократия – это то, за что вы боретесь каждый день», – добавил он. И, хотя он и не удовлетворен текущим состоянием дел в России, Хауге добавил и оптимистическую ноту в свое финальное обращение к симпозиуму.

«С тех пор, как мы выиграли дело Никитина, у нас не было серьезных проблем с ФСБ, и они подумают дважды перед тем как создавать нам новые проблемы», – сказал он.