«Атомфлот» раскрывает карты?

ingressimage_atomflot.jpeg Photo: Foto: Alexander Raube

Общественный совет по безопасному использованию атомной энергии существует в области несколько лет. В него входят представители экологических организаций и атомных предприятий, ученые, и другие заинтересованные лица.

На «Атомфлот» их пригласили во второй раз, и явно для того, что бы показать перемены, происходящие после вхождения в систему Росатома. Хотя официальным предлогом для этого визита называлось обсуждение итогов апрельского форума — диалога, который Росатом провел в Питере.

Итак, собрав членов совета и журналистов, руководители «Атомфлота» весьма подробно рассказали о своем предприятии, делая упор на сравнение того, что было и того, что стало.

Главная перемена — «Атомфлоту» удалось решить важнейшую проблему — все радиационно-опасные отходы убраны с улицы. Теперь они хранятся только в крытых помещениях, в ожидании отправки на захоронение в Сайда-губу, которая находится на другом берегу Кольского залива, в сотне километров от Мурманска.

— Полная готовность комплекса переработки в Сайда-губе — 2012 год. Там строится не только хранилище на 1000 кубометров ТРО, но и цех переработки, где будет происходить разделка одноотсечных и трехотсечных блоков подводных лодок — сообщил начальник управления по спецпроизводству «Атомфлота» Андрей Абрамов.

Ещё больше времени уйдет на освобождение самого крупного и опасного хранилища «Атомфлота». Оно было выстроено с помощью международных спонсоров для складирования содержимого плавбазы «Лотта». На этом судне находятся тонны отработавшего ядерного топлива ледоколов и подводных лодок.

Сейчас предприятие ускорило темпы разгрузочных работ, выгрузив 40% ОЯТ. В месяц выгружается по 2-3 40-тонных контейнера, вмещающих по 7 чехлов с топливом. Закончится разгрузка «Лотты» должна в конце 2011 года. Но возможно работы пойдут быстрее, когда из Питера привезут и установят новый многотонный кран — старый давно не справляется с огромной нагрузкой.

Контейнеры с топливом перевозятся в хранилище, официально называемое временным. Ведь по правилам, ОЯТ необходимо отправить для переработки на «Маяк», но, по словам Андрея Абрамова, это вряд ли произойдет в ближайшие десятилетия. «Маяк» не способен переработать это ОЯТ, так как у него нет подходящей технологии. То есть для его переработки потребуется строительство нового завода. Что потребует гигантского количества средств. И пока государство явно не готово пойти на эти траты.

— В таком случае придется лежать этому топливу на Атомфлоте все 50 лет, что отпущены для временного хранения, — мрачно шутили члены Совета.

К счастью, на более дешевые проекты у Росатома деньги находятся. Так гостям показали бывший цех ремонта, где теперь установлено оборудование для резки, дробления и очистки твердых радиоактивных отходов — металлических предметов, демонтированных с атомных ледоколов. Оно позволит экономить дорогостоящие контейнеры, помещая в один намного больше отходов, чем раньше. Соответственно, меньшее число контейнеров будет отправляться на захоронение.

— Сложно сказать, узнал ли я то, что хотелось узнать, но скорей всего да, — прокомментировал увиденное член общественного совета, руководитель Баренцевоморского офиса WWF Олег Суткайтис. — Я был здесь 8 лет назад, и могу сравнить ситуацию. Видно, что уделяется большее внимание безопасности, наведен порядок с хранением отходов и топлива.

А вот координатор ядерных проектов Беллоны-Мурманск Андрей Пономаренко признался, что узнал из этой экскурсии мало что нового.

— Я смог оценить прошлое и нынешнее состояние «Атомфлота» — говорит эксперт. — В рамках реализации ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности с 2008 по 2015 г.» предприятию выделяются 2020 млн. рублей из федерального бюджета. Хотелось бы иметь информацию по выполненным мероприятиям в рамках этой программы и потраченным на каждое из них средствам в открытом доступе. К примеру, на сайте ФГУП «Атомфлот».

Поскольку российские налогоплательщики имеют право знать, как тратятся бюджетные деньги.

Зачем это нужно? Да хотя бы для того, что бы вовремя поднять шум, если вдруг опять обнаружится, что начальники «Атомфлота» станут тратить их на обеспечение своего комфорта. Как это, например, произошло в прошлом году, когда директору Вячеславу Рукше был куплен джип всего на всего за 3 миллиона рублей.