News

Иностранное ОЯТ будет доставляться в Россию на хранение через Мурманский порт?

Renseanlegget bygges i bygningen til vestre ved Atomflot nord for Murmansk.
Foto: Aleksandr Raube

Опубликовано: 19/05/2010

Недавно Президент Барак Обама внес в Конгресс США на ратификацию соглашение «123», позволяющее отправлять отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) на хранение и переработку в Россию.

Двухсторонние соглашения «123», подписываемые между США и другими государствами, получили своё название по номеру статьи 123 американского Закона «Об атомной энергии». Она оговаривает возможность сотрудничества с «нациями, группами наций или региональными оборонными организациями» только на условиях заключения соответствующего соглашения, которое утверждается президентом и ратифицируется конгрессом Соединённых Штатов.

Подобные соглашения уже подписаны с 25 странами, в качестве отдельных партнёров американцев выступают также МАГАТЭ и Евратом. О необходимости подписания данного соглашения говорилось давно, но только с приходом Сергея Кириенко к руководству «Росатома» разговоры перешли в практическую плоскость: в мае 2008 года соглашение было подписано, но его ратификации помешали известные события в Южной Осетии.

По завершении прохождения соглашения «123» через американский конгресс Россия вправе рассчитывать на свое активное участие на американском атомном рынке. «Росатом» получит право на обмен технологиями, материалами, оборудованием и различными компонентами для ядерных исследований и производства атомной энергии. Точек взаимодействия может быть много: поставки урановой руды и ядерного топлива, обмен ядерными технологиями, проблемы «сжигания» плутония, научные разработки реакторов нового поколения, современные системы безопасности и так далее.

Ввоз в Россию иностранного ОЯТ

Есть один аспект соглашения «123», о котором хорошо знают в России — это возможное прибытие на территорию страны иностранного ОЯТ. Может осуществиться давняя мечта атомного лобби — заработать предполагаемые миллиарды долларов на ввозе ОЯТ в целях хранения или переработки. В 2001 году в Государственной Думе были «продавлены» поправки в Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», разрешающие ввоз иностранного ОЯТ на территорию России, и даже называлась цифра возможного заработка атомной отрасли — 20 миллиардов долларов.

Правда, после принятия поправок Россия так и не заключила контракты на ввоз иностранного ОЯТ. Но тема ввоза ОЯТ в связи с принятием соглашения «123» обязательно будет поднята на поверхность.

Большая часть мировых запасов ОЯТ контролируется США, и от позиции Белого Дома будет многое зависеть в этой области. Сами США до настоящего времени придерживаются политики «открытого топливного цикла», то есть, не занимаются переработкой ОЯТ с целью извлечения урана, плутония и других радионуклидов. ОЯТ американских атомных станций или атомных станций за пределами США находится во временных хранилищах, очень большие запасы накоплены в странах Азии.

Процесс радиохимической переработки ОЯТ — это очень «грязное» производство, нарабатывающее большое количество твердых и жидких радиоактивных отходов. Радиоактивные отходы — это головная боль атомной промышленности, от которой пока нет адекватного лечения, и оно не появится в ближайшее время.

Поэтому страны, где накоплено ОЯТ, с радостью избавятся от этого опасного груза. Пусть пока оно храниться на бескрайних просторах Сибири, пусть все проблемы будут подальше от собственной территории!

Как ОЯТ транспортировать, хранить и перерабатывать?

В России сегодня нет соответствующих мощностей для переработки ОЯТ в больших промышленных масштабах. Именно поэтому иностранные компании будут избавляться от своего ОЯТ и транспортировать его в Россию с большим удовольствием: найдено место для длительного хранения опасного во всех отношениях ОЯТ и не стоит ожидать возврата радиоактивных отходов от его переработки, как это принято в цивилизованных странах — Россия не сможет его переработать в обозримом будущем. То есть практически ОЯТ будет завозится в Россию на вечное хранение. Хранение, скорее всего, будет осуществляться в Красноярском крае в городе Железногорске, где в свое время строился завод по переработке ОЯТ РТ-2, но так и не был завершен.

bodytextimage_0615578609be6b6a715579351a7d3181.jpeg

Но ОЯТ еще надо перевозить и перегружать в многотонных контейнерах. В основном, используются два способа транспортировки: морской и железнодорожный. Были перевозки и с помощью авиации, но для таких масштабов авиаперевозки неприемлемы.

Железнодорожный транспорт — самый распространенный вид перевозок ОЯТ в Европе и России. Направление движения в России определяется расположением объектов использования атомной энергии и местами хранения и переработки ОЯТ. В целом, это можно обозначить, как из Европейской части России в Сибирь.

Морская транспортировка ОЯТ

Морской транспорт для перевозки ОЯТ применяется только на северо-западе России и на Дальнем Востоке. На этом направлении все движение сосредоточено между местами расположения бывших военных береговых технических баз, судоремонтных заводов и территориями предприятий, где происходит перегрузка с судов в железнодорожные составы.

Правительство РФ разрешило 14 российским морским портам работать с опасными грузами класса 7 (порты Архангельск, Большой Камень, Владивосток, Высоцк, пос. Диксон, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, пос. Провидения, Санкт-Петербург, Таганрог, Усть-Луга). Фактическая возможность портов работы с судами с грузом ОЯТ зависит также от некоторых других обстоятельств. Не рассматривая их, известно, что в настоящее время всем требованиям соответствует только Мурманский морской порт при условии проведения операций с ОЯТ на территории и силами ФГУП «Атомфлот».

В 1998 году первая морская транспортировка ОЯТ была осуществлена теплоходом «Кандалакша» (ОАО «Мурманское морское пароходство») из порта Дудинка в Мурманск. В качестве груза были транспортные упаковочные комплекты с отработавшими тепловыделяющими сборками норильского атомного реактора. Стоит отметить, теплоход не сертифицирован на соответствующий класс.

Осенью 2008 года сертифицированный теплоход «Lynx» американской компании перевез ОЯТ Института ядерных исследований Венгерской академии наук по маршруту Копер (Словения) — Мурманск.

Летом 2009 года по проекту ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова на эстонской судоверфи “Netaman Ship Repair Oy” (Таллинн) было проведено переоборудование теплохода «МСЛ Трейдер» в соответствии с международными требованиями для перевозки ОЯТ (сертификат класса INF-2).

Владелец судна — ОАО «Концерн АСПОЛ-Балтик». Технические характеристики судна: год постройки — 1990, место постройки — Сингапур, длина — 95 м, ширина — 15,9 м, осадка — 6,3 м, скорость — 15 узлов, дедвейт — 4236 т.

Транспортировка ОЯТ в Мурманской области

В сентябре 2009 года теплоход «МСЛ Трейдер» произвел транспортировку ОЯТ польского исследовательского реактора «Ева» из порта Гдыня (Польша) в Мурманск. Сухогруз «МСЛ Трейдер» прошел в 25-30 морских милях от Лофотенских островов на севере Норвегии. На таком расстоянии суда с водоизмещением более 5 тыс. тонн обязаны сообщать на берег о перевозимом грузе. Ни российские, ни польские власти не предупредили Норвегию о том, какой именно груз перевозился этим судном. Стоит отметить, в 2008 году Польша и Норвегия достигли соглашения о том, что при морской перевозке ОЯТ в Россию, Польша и Россия будут ставить Норвегию в известность.

bodytextimage_P1000848.jpg Photo: Anna Kireeva

Второй рейс теплоход «МСЛ Трейдер» совершил в марте 2010 года по аналогичному маршруту. На этот раз сухогрузу “MСЛ Трейдер” было уделено особое внимание со стороны норвежской береговой охраны с учётом того, что осенью прошлого года он перевозил радиоактивный груз.

Специальные суда для транспортировки ОЯТ

В Мурманской области морские перевозки ОЯТ осуществлялись и осуществляются следующими предприятиями: бывшая военная береговая техническая база в ЗАТО Заозерск (филиал № 1 ФГУП «СевРАО») — ФГУП «Атомфлот»; бывшая военная береговая техническая база в ЗАТО Островной (филиал № 2 ФГУП «СевРАО») — ФГУП «Атомфлот»; завод «Нерпа» и СРЗ-10 (ЗАТО Александровск) — ФГУП «Атомфлот».

На этих направлениях работали как суда атомно-технологического обеспечения («Лепсе», «Имандра», «Лотта» и «Серебрянка») ОАО «Мурманского морского пароходства» (в настоящее время – ФГУП «Атомфлот»), так и военные плавучие технологические базы.

В отношении специального судна «Серебрянка» проводятся работы для сертификации его по классу INF-2. Кроме того, в Италии в рамках международной помощи для обеспечения будущих перевозок ОЯТ в специальных транспортно-упаковочных комплектах строится судно-контейнеровоз «Этна» в соответствии с сертификатом класса INF-2. Проект финансируется итальянской стороной, стоимость проектных и строительных работ, выполняемых в соответствии с соглашением, составит 71,5 миллиона евро.

Контейнеровоз будет иметь следующие технические параметры: длина — 84 метра, ширина 14 метров, габаритная высота — 16,7 метра, осадка при полной загрузке — 4 метра. Судно будет иметь два изолированных грузовых трюма общей вместимостью 720 тонн. Судно проектируется как универсальный перевозчик контейнеров с ОЯТ и РАО любого типа, вплоть до отработавшей выемной части реакторного отсека подводной лодки. Для погрузочно-разгрузочных работ на палубе контейнеровоза будет установлен поворотный электрогидравлический кран грузоподъемностью 45 тонн с вылетом стрелы от 4 до 15 метров. Судно сможет развивать скорость до 12 узлов и будет способно находиться в автономном плавании до двух месяцев (60 суток). Дальность плавания — 3 тысячи морских миль. В качестве собственника и эксплуатирующей организации контейнеровоза Госкорпорация «Росатом» определила ФГУП «Атомфлот».

Мурманский порт перевалочный пункт импорта иностранного ОЯТ?

Вероятно, что в результате принятия соглашения «123» появятся предложения от иностранных государств на хранение и переработку ОЯТ на территории России. Учитывая сложившуюся ситуацию, есть основания полагать, что порт Мурманск (территория ФГУП «Атомфлот») станут основным местом в России, где будет происходить перегрузка с морских судов в железнодорожные вагоны. И этот грузопоток будет немалым, принося прибыли «Росатому». В России же будут продолжать накапливаться ядерные материалы, обеспечивать хранение которых надо на тысячелетия. Никакая цена, которую получит «Росатом» за ввоз ОЯТ, не покроет расходы на обращение с ним. Кроме этого резко, возрастут объемы перевозок ядерных материалов, а с этим и риски возникновения различных аварий.

Беллона продолжает следить за развитием ситуации.