Президент Беллоны Фредерик Хауге называет разлив нефти в Мексиканском заливе «Чернобылем» нефтяной промышленности

ingressimage_800px-Spilled_oil_from_Deepwater_Horizon_2010-04-22_2.jpg Photo: wikimedia commons

Как сообщает Национальное управление по океану и атмосфере США (US National Oceanic and Atmospheric Administration, NOAA), на аэроснимках видно, что расплывающееся по поверхности Мексиканского залива нефтяное пятно уже достигло размеров Пуэрто-Рико.

В выступлении, переданном телевизионными каналами в прошедшее воскресенье, президент Обама сказал, что администрация США предпринимает неустанные меры по ликвидации «потенциально беспрецедентной» экологической катастрофы, начавшейся 20 апреля после того, как в заливе взорвалась и затонула нефтяная платформа Deepwater Horizon, принадлежавшая компании British Petroleum.

В Новом Орлеане было душно и дождливо, когда самолет президента приземлился в международном аэропорту Армстронг. Затем кортеж направился в прибрежный городок Венеция, где Обаму встречали представители местных и федеральных властей, задействованные в усилиях по ликвидации чрезвычайной ситуации на юго-востоке штата – береговой территории, оказавшейся в наибольшей опасности от надвигающегося нефтяного пятна.

За событиями пристально наблюдают президент Беллоны Фредерик Хауге и директор вашингтонского отделения Беллоны Джонатан Темпл, находящиеся в данный момент в Венеции. Хауге охарактеризовал происшедшую аварию как «Чернобыль» нефтяной промышленности.

bodytextimage_noaa.jpeg Photo: NOAA

Чрезвычайное положение было объявлено в Луизиане 29 апреля. Позже та же мера была введена во Флориде, Миссисипи и Алабаме. После встречи с властями Луизианы Обама вынес неутешительный прогноз, заявив, что, несмотря на «самые передовые технологии, доступные» аварийным службам, катастрофа может продолжаться еще долгое время.

Обама также сказал, что ни он, ни сотрудники служб, вовлеченных в меры экстренного реагирования на местах, не прекратят бороться с катастрофой до тех пор, «пока источник утечки не будет ликвидирован, пока не остановят распространение пятна и не проведут все очистные работы, и жители региона не смогут вернуться к обычной жизни и работать, как прежде». «Мы не пожалеем ресурсов на то, чтобы справиться с причиненным ущербом», – заявил Обама в телевизионном эфире из Венеции.   

Кроме того, Обама подчеркнул, что ответственность за разлив несет British Petroleum, и именно она «заплатит по счету». Согласно Русской службе британской новостной корпорации Би-Би-Си, компания полностью признала свою ответственность за катастрофу и заявила о готовности удовлетворить «законные претензии» по поводу нанесенного ущерба.

В аэропорту Нового Орлеана президента встречал губернатор штата Луизиана Бобби Джиндал (Bobby Jindal), уже высказывавший критику в адрес British Petroleum за неудачные попытки сдержать все увеличивающееся в масштабах нефтяное пятно. Обама и Джиндал несколько минут совещались под дождем у «Борта № 1», после чего вдвоем направились Венецию. Сотрудники Белого дома объяснили Беллоне, что решение транспортировать Обаму в Венецию на машине вместо вертолета – поездка заняла дополнительных два часа – было принято ввиду неблагоприятных погодных условий. Именно погода – сильный ветер и штормовые волны – затрудняют сейчас ликвидацию разлива.

В Венецию вместе с Обамой прибыли руководитель аппарата президента Рам Эмануэль (Rahm Emanuel), советник по госбезопасности и противодействию терроризму Джон Бреннан (John Brennan), а также советник по энергетике Кэрол Браунер (Carol Browner).

Как сообщил представитель по связям с общественностью Белого дома Роберт Гиббс, совещание в Венеции состоялось с участием командующего Береговой охраны, руководящего действиями оперативного штаба, Адмирала Тада Аллена (Thad Allen), главы Агентства по охране окружающей среды США (EPA) Лизы Джексон (Lisa Jackson) и руководителей округов штата. Участники проинформировали президента Обаму о мерах, предпринимаемых по перекрытию источника разлива – специалисты компании British Petroleum пытаются сейчас возвести над местом выброса нефти из скважины специальный многотонный купол из металла и бетона – а также о предполагаемых размерах экономического и экологического ущерба от произошедшей аварии, сказал Гиббс.

bodytextimage_frederic_03_1.jpg

Белый дом в попытках предотвратить политический ущерб

В воскресенье, выступая в эфире новостных программ федеральных телеканалов, высокопоставленные чиновники из администрации Обамы повторяли его реплику о том, что нефтяной разлив в Мексиканском заливе становится потенциальной катастрофой и как могли старались выдержать атаку критических вопросов по поводу усилий правительства по ликвидации последствий аварии. В эти дни в эфирном пространстве все чаще появляются голоса, называющие разлив «обамовской Катриной» – по аналогии с катастрофическим ураганом и наводнением, разрушившими Новый Орлеан в 2005 году. В то время крайне неэффективная реакция на трагедию в заливе со стороны администрации бывшего президента Джорджа Буша, практически бросившего Новый Орлеан на произвол судьбы, уничтожила остатки и без того стремительно теряющего популярность президента.

Только сейчас, по прошествии пяти лет, в городки, разбросанные по побережью залива, наконец начинают поступать средства, выделяемые правительством на восстановление жилых домов и инфраструктуры, пострадавшей от урагана. Один из таких городов – Пасс-Кристиан, штат Миссисипи. Основным источником дохода для его жителей является рыболовство – отрасль, по которой нефтяная катастрофа в заливе, вероятно, нанесет наиболее чувствительный удар. Жители города полны гнева и тревоги по поводу растущей опасности. Власти штата Луизиана уже ввели временный запрет на рыболовство.

Тем временем в администрации Обамы говорят, что усилия по блокированию утечки могут растянуться на период до трех месяцев.

«Прогноз развития событий весьма тяжелый», – сказал в эфире популярной программы «Встреча с прессой» (Meet the Press) на канале NBC министр внутренних дел США Кен Салазар (Ken Salazar). – «Возможно, потребуется где-то 90 дней, прежде чем удастся коренным образом решить проблему – пробурить разгрузочную скважину на глубину 3,5 мили под океанским дном. За это время может вытечь очень много нефти».

Специалисты компании British Petroleum, которые уже начали бурение глушащей скважины, надеются что эта мера поможет отвести выброс нефти из фонтанирующей соседней скважины на 50 миль (80 км) в сторону от побережья Луизианы.

Принадлежавшая British Petroleum нефтяная платформа Deepwater Horizon затонула 22 апреля, спустя два дня после взрыва, во время которого погибли 11 сотрудников компании. До сих пор отсутствуют точные оценки того, сколько нефти оказалось выброшенной на сегодняшний день в воды залива. По заявлениям British Petroleum, масштабы утечки составляют примерно 5 тыс. баррелей в день.

При этом компания уклоняется от вопросов о том, сколько нефти может оставаться в зоне бурения. Один из сотрудников компании, говоривший на условиях анонимности в связи с тем, что, по его словам, не уполномочен давать официальные комментарии, сказал, что запасы месторождения оцениваются в «десятки миллионов баррелей».

Против British Petroleum уже подано более 200 многомиллиардных коллективных исков. В воскресенье Генеральный прокурор штата Алабама Трой Кинг (Troy King) предупредил компанию о том, чтобы она прекратила попытки подкупа жителей Алабамы в виде предложения единовременных выплат в 5 тыс. долл. в обмен на отказ от подачи иска. Представители по связям с общественностью British Petroleum отказались в воскресенье прокомментировать реплику прокурора.  

Как остановить утечку?

Среди вопросов, на которые пока так и не находится ответов, – каким образом British Petroleum собирается решить столь сложную техническую задачу: заглушить столб нефти, фонтанирующий под высоким давлением на высоту в 5 тыс. футов (1524 м).

Вице-президент американского подразделения British Petroleum Ламар Маккей (Lamar McKay) заявил в эфире канала ABC, что информации о том, когда удастся остановить выброс нефти из скважины, находящейся на глубине, по меньшей мере, в милю, пока нет. Впрочем, он сказал, что в течение от шести до восьми дней специалисты планируют установить над местом утечки 74-тонный железобетонный купол. По словам одного из сотрудников пресс-службы компании, размеры купола составляют 40х24х14 фута.

Также, согласно Маккею, специалисты компании все еще пытаются запустить засбоившую в момент аварии «противовыбросовую задвижку» – клапан, предназначенный для перекрытия скважины как раз в случае аварийного выброса нефти.

«…И, как вы можете представить, это все равно, что провести операцию на открытом сердце на глубине в 5 тысяч футов при помощи… в темноте и при помощи удаленно управляемого подводного оборудования», – сказал Маккей.

По словам представителя пресс-службы British Petroleum Билла Салвина (Bill Salvin), первый из трех строящихся куполов уже закончен. Он был собран в Порт-Фушоне, Луизиана, компанией под названием Wild Well Control.
 
Другой из сотрудников пресс-службы, Стив Райнхарт (Steve Rinehart), объяснил, что нефть будет накапливаться в куполе, как в резервуаре, и оттуда по трубопроводу выкачиваться на поверхность, в хранилища находящегося поблизости танкера.

Президент Беллоны Хауге говорит, что такая стратегия может сработать, в зависимости от уровня давления в скважине, из которой выбивается на поверхность нефтяной столб.

Как пояснил Райнхарт, British Petroleum до апрельской аварии не заказывала защитных приспособлений, подобных построенному только что в спешке куполу, так как вероятность того, что противовыбросовое устройство просто откажет, «была немыслимой».

«Не думаю, чтобы кто-нибудь мог предсказать ситуацию, в которой мы сейчас оказались», – сказал Райнхарт в воскресенье, 2 мая. – «Противовыбросовый превентор был основной линией обороны против такого рода происшествий, и он не сработал».

Салвин уточнил, что слова Маккея о попытках запустить противовыбросовое оборудование относились как раз к тому 450-тонному клапану, который, как подозревают, стал причиной взрыва на платформе 20 апреля.

Однако президент Беллоны Хауге добавил, что пока главная причина аварии и утечки нефти остается под вопросом.

Жители прибрежных районов готовятся к худшему

По сообщениям новостного агентства «Ассошиэйтед Пресс», отдельные «ответвления», расползающиеся от основного пятна, уже достигли Южного пролива (South Pass) – канала, проходящего через солончаковые болота прибрежной полосы юго-восточной Луизианы. Это места природных нерестилищ крабов, устриц, креветок, красной нерки. Небольшие рыболовные компании промышляют здесь ловлей и продажей морепродуктов, и экологические последствия разразившейся в заливе катастрофы грозят лишить местных жителей единственного источника дохода.

«Я впервые сейчас услышал о том, что нефть появилась здесь, в Южном проливе», – сказал в интервью «Ассошиэйтед Пресс» Боб Кенни (Bob Kenney), капитан небольшого чартерного судна из Венеции. – «Это ужасно, просто ужасно».

Тем временем нефтяное пятно уже подошло на угрожающе близкое расстояние к девственно-чистым пляжам Миссисипи, и рыбаки, промышляющие в прибрежных городках, таких как Пасс-Кристиан, жалуются, что уловы креветок чем дальше, тем больше начинают пахнуть, как дизельное топливо. Многие рыбаки, в мрачном предчувствии, что этот рыболовный сезон для них уже закончен – и хуже того, может оказаться последним в их жизни – выстраиваются в очереди, пытаясь получить работу в отрядах по ликвидации последствий разлива.

Патрульный офицер Гас Холлиман (Gus Holliman) из Пасс-Кристиана провел последние два дня обследуя прибрежную полосу в надежде, что ему не придется увидеть выбрасываемых на берег погибших животных. Но в субботу показались первые жертвы нефтяной катастрофы – мертвые морские черепахи. В воскресенье волна начала выносить на пляжи мертвых сомов, мечехвостов. Холлиман обнаружил и погибших птиц – утку, пеликана и чайку.

Холлиман рассказывает, что до аварии в Мексиканском заливе единственное, когда ему приходилось видеть выброшенных на берег мертвых морских черепах, – это раз в полгода, не чаще. Черепахи погибали случайно в рыболовных сетях или умирали от старости.

«Столько не было никогда», – говорит он, качая головой. – «Что-то явно происходит, мы просто не знаем пока, что».  

По словам Ричарда Босарджа (Richard Bosarge), рыбака из Пасс-Кристиана, больше всего он опасается, что нефтяное пятно закроет ядовитой «пленкой» ценные нерестилища моллюсковых и приведет к гибели стада устриц, обитающих в море.

Беседуя с Пегги Гроувз (Peggy Groves), освещающей для Беллоны влияние аварии на жизнь в прибрежных районах Мексиканского залива, 42-летний Босардж посетовал, показывая на 15-летнего сына, Роя: «Теперь нам устриц не видать, пока ему не исполнится столько, сколько мне сейчас».

«Остается сделать фотографию и отнести в музей», – добавил Босардж с горечью.

К воскресенью, под воздействием юго-восточных ветров, нефтяное пятно поднялось выше к северу и стало надвигаться на берега Луизианы, Алабамы и Миссисипи. Местные жители с тревогой наблюдали за его приближением.

«Здесь все теперь зависит от матери-природы, и это – самый непредсказуемый фактор», –  сказал командующий Береговой охраны Адмирал Аллен. – «Нефти там вполне хватает, чтобы достичь берега. Вопрос только – когда и где».

Из-за ухудшившихся погодных условий рыбаки в эти дни поостереглись выводить суда в открытое море, и немногим удалось собственными глазами увидеть расползающееся по океанской поверхности пятно.

«Я так понимаю, лету – конец», – поделился в интервью газете «Вашингтон Пост» Томми Миксон (Tommy Mixon), рыболов-любитель из Миссисипи, имея в виду столь резко закончившийся рыболовный сезон.

«Кто знает, когда им удастся все это остановить», – добавил он.

Если специалистов British Petroleum и в самом деле постигнет неудача, последствия будут неутешительными для экономики и экологии Пасс-Кристиана и других прибрежных городов.

«Если они не перекроют утечку, ветер просто разбросает нефть повсюду, размажет пятно по всему берегу от Флориды до… Юкатана», – сказал Босардж.

В воскресенье Босардж, его сын Рой и один из друзей Роя разбирали на судне снасти для ловли устриц, готовясь к началу сезона промысла креветок – сезона, который может так и не наступить.

Босарджу это занятие напомнило человека, дом которого только что разрушил ураган, а он выходит из едва держащихся развалин наружу, чтобы подмести дорожку, ведущую к крыльцу.

«Нам сейчас еще не осознать до конца, что произошло. Просто пытаемся занять себя чем-то», – объяснил он Беллоне. – «Пытаемся удержаться, чтобы не начать топить горе в бутылке».

Чарльз Диггес

charles@bellona.no