News

Как Путин в Индии исполнял роль атомного коммивояжера

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в Интернет-конференции с представителями индийской общественности 12 марта 2010 года.
http://www.premier.gov.ru/

Опубликовано: 15/03/2010

Автор: Андрей Ожаровский

В конце прошлой недели во время визита в Индию Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин принял участие в Интернет-конференции с представителями индийской общественности. Один из вопросов был связан с ядерной энергетикой. Энтузиазм, с которым Владимир Путин ответил на этот вопрос, наводит на серьезные раздумья.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в Интернет-конференции с представителями индийской общественности 12 марта 2010 года. Запись пресс-конференции доступна на официальном сайте Председателя Правительства.

«Лучший реактор» — экспериментальный реактор

Цитируем ответы Путина по официальной стенограмме:

«Что касается современных российских реакторов. Во-первых, хочу сказать, что мы ставим реактор нового типа в самой Российской Федерации. И у нас большая национальная программа по развитию ядерной энергетики. Если за весь советский период у нас было построено около 30 крупных ядерных реакторов, то в ближайшее время мы намерены построить 28, то есть сопоставимо с тем, что было сделано за весь советский период. И, разумеется, мы, применяя эти технологии у себя дома, в Российской Федерации, исходим в первую очередь из необходимости обеспечения безопасности.

И, кстати говоря, по последним оценкам МАГАТЭ, оно так и есть — российские ядерные реакторы считаются самыми безопасными в мире. Специалисты знают, это касается и прямой защиты. У нас эти реакторы с двойной оболочкой, есть специальные механизмы защиты чисто интеллектуального, производственного характера».

Ссылка на МАГАТЭ здесь не очень уместна. Эта организация в соответствии с уставом «стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии». Поэтому МАГАТЭ не может считаться незаинтересованной, беспристрастной организацией. К заявлениям о «безопасности» ядерной энергетики, постоянно исходящие из недр МАГАТЭ надо относиться с известной долей осторожности.

Более интересно, какие именно новые реакторы расхваливал Путин и можно ли найти подтверждение его утверждениям об их безопасности.

Путин говорил о новых реакторах — ВВЭР-1200 типа В-491. Именно такие реакторы действительно предполагается установить на новом типе атомных станций «АЭС-2006». Строительство по этому новому проекту в настоящее время ведется на Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. Недавно объявлено о начале строительства Балтийской АЭС в Калининградской области, есть планы сооружения таких реакторов на новых АЭС России — Нижегородской, Тверской и Костромской, а также на АЭС в Беларуси. Однако говорить о надежности, о безопасности этих новинок российской атомной промышленности можно лишь ссылаясь на расчеты самой атомной промышленности. Дело в том, что эти реакторы не испытаны на практике, существуют они только на бумаге, в виде проектов. Экспериментального доказательства их безопасности не существует, фактически Путин, как в до-Чернобыльскую эру, снова предложил верить атомщикам на слово…

Путин прав — это совершенно новый тип реакторов. Однако премьер-министр не сообщил главного — такой реактор пока нигде в мире не был построен. Значит, на опыте не доказано, что новые системы защиты сработают, именно так, как предполагают проектировщики, что увеличение размеров активной зоны реактора, удлинение тепловыделяющих сборок, изменение изотопного состава топлива и многие-многие другие изменения в конструкции действительно являются удачными, что все это будет работать. Уверенности в этом нет.

Ближайший прототип, реактор ВВЭР-1000 проекта В-391, установленный на построенной российскими специалистами два года назад в Китае Тяньваньской АЭС по данным китайской стороны работает на 20% хуже обещанного.

Сколько лет потребуется для «доводки» нового реактора ВВЭР-1200 Путин не сказал. Не упомянул он и о том, что на сооружаемой в настоящее время Россией в Индии АЭС Куданкулам (Koodankulam), планируется установить не новейшие ВВЭР-1200, а ВВЭР-1000. Даже для второй очереди Куданкулам, строительство которой еще не началось, осторожные индусы не спешат закупать экспериментальные ректоры.

Сомнительная роль подопытных в экспериментах Росатома по внедрению «АЭС-2006» предлагается населению Ленинградской, Воронежской, Тверской, Нижегородской, Калининградской областей, да и соседней Белоруссии. На экспорт в Индию непроверенная новинка не пойдет — индусы не настолько наивны, чтобы слепо доверять рекламным лозунгам Росатома, даже если эти лозунги привычно повторяет премьер-министр Путин.

Выдержит ли АЭС падение пассажирского самолета?

Один из серьезных вопросов, насколько АЭС защищена от атаки с воздуха, выдержит ли защитный колпак падение пассажирского самолета. Продолжим цитировать Путина:

«Достаточно сказать, что в отличие от всех других реакторов, которые изготавливаются в мире, наши реакторы выдерживают прямое попадание среднемагистрального самолета в несколько тонн».

Это заявление должно привести в недоумение любого, кто знаком с авиацией и атомной энергетикой. Начнем с того, что Росатом лишь недавно ввел в конструкцию АЭС защитный колпак (контайнмент), который хоть как-то может защитить реактор от падения самолета, хотя в других странах мира сооружение контайнмента уже давно не новинка.

Далее, вопрос в том, какой именно «среднемагистральный самолет в несколько тонн» имел в виду Путин? В парке Аэрофлота, к примеру, есть среднемагистральные самолеты: Ту-154М, взлетная масса 104 тонны, Аэробусы А-319, А-320 и А-321, взлетная масса 70, 75,5 и 89 тонн соответственно. Среднемагистральных самолетов «в несколько тонн» просто не бывает! То есть, выходит, реактор АЭС защищен от падения самолетов, которые ему не угрожают…

Интересно отметить, что утверждение о том, что защитная оболочка выдержит падение самолета, звучало в прошлом году многократно — на всех общественных слушаниях по новым российским АЭС. О параметрах самолета атомщики говорили разное — иногда не сообщалось ничего, иногда по-путински утверждали, что выдержит их сооружение падение среднемагистрального самолета.

bodytextimage_samolet1.jpg

Недавно в этом вопросе появилась некоторая ясность. В ответ на вопросы Министерства охраны окружающей среды Литвы представители Беларуси сообщили, что защитная оболочка может выдержать падение самолета массой не более 6 тонн. Приведем вопрос и ответ полностью (цитата по ОВОС Белорусской АЭС, Книга 11, часть 11, лист 37).

Вопрос 10. Рисунок 6 показывает, что герметичность реактора может выдержать крушение самолета. Но количественные (вес, скорость падения) или качественные (тип самолета) характеристики такого влияния не представлены. Отчет ОВОС должен быть дополнен индикаторными характеристиками.

Ответ: В проекте АЭС-2006 (ОАО «СбП АЭП») указывается: падение самолета весом 5,7 тонны со скоростью 100 м/с.

Литовцы смогли поймать за руку атомных рекламщиков. На рисунке, предоставленном в обоснование «безопасности» АЭС и надежности защитного колпака изображен самолет «Боинг-747», марка лайнера четно читается на хвосте. Масса пустого лайнера в различных модификациях — от 162 до 214 тонн, взлетная масса — 330-440 тонн, крейсерская скорость — около 900 км/ч.

Тут кроме массы самолетика стоит обратить внимание на его скорость. 100 м/с это 360 км/ч, почти в три раза ниже, чем крейсерская скорость современных среднемагистральных самолетов. Напомню, что кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости …

Итак, кому верить, Путину или ОАО «СбП АЭП»? Предлагаю верить разработчикам АЭС и здравому смыслу. Бетонный колпак может защитить реактор от небольших одно- или двухместных самолетиков, но не от падения современных лайнеров, массой в десятки тонн и скоростью в 800-900 км/ч.

Таким образом, падение современного пассажирского самолета на АЭС может вызвать разрушение защитной оболочки и повреждение всего того, что в ней находится — реактора, хранилища свежего и отработавшего топлива. Это приведет к массивному выходу опасных радионуклидов в окружающую среду и к катастрофе, сравнимой по последствиям с Чернобылем.

Путин и атомная энергетика

Конечно, жаль, что Путин так безрассудно любит атомную энергетику. Так любит, что не против выступить в роли коммивояжера, расхваливающего существующие только на бумаге реакторы, что готов публично говорить чушь, о реакторах, которые, якобы, выдерживают прямое попадание среднемагистрального самолета.

Вот как он сам признается в этой странной любви:

«Но если посмотреть весь комплекс вопросов безопасности и экологии, то многие считают, и мне трудно с этим не согласиться, что ядерная энергетика — более щадящая по отношению к экологии и окружающей природе, чем все другие виды.

Я думаю, что это одно из перспективных направлений нашего взаимодействия с Индией».

АЭС Куданкулам — долгострой в 22 года

Назвать успешным сотрудничество России и Индии в области атомной энергетики пока сложно. Пока «в активе» есть лишь долгострой — АЭС Куданкулам (Koodankulam), сооружаемая российскими специалистами на южной оконечности полуострова Индостан. История этой АЭС в чем-то похожа на столь же долгое строительство АЭС в иранском Бушере.

Начало проекту было положено еще в ноябре 1988 году, когда Президент СССР Михаил Горбачев во время визита в Дели подписал договор о строительстве АЭС с премьер-министром Индии Радживом Ганди (Rajiv Gandhi). С самого начала атомное строительство вызывало протесты, в декабре 1988 года из-за оппозиции местного населения была отменена церемония закладки АЭС. После распада СССР и убийства Раджива Ганди проект оказался замороженным.

Однако в марте 1997 года Президент России Борис Ельцын подписал дополнение к Договору от 1988 года о возобновлении работ по сооружению АЭС. Было заявлено, что первая очередь АЭС будет включать в себя два энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 проекта В-392. Россия также предоставляла Индии кредит на строительство АЭС — в 2,6 миллиарда долларов, который должен начать выплачиваться через 12 лет после пуска в эксплуатацию первого реактора. Позднее оценка стоимости двух энергоблоков поднялась до 3,1 миллиарда долларов. Окончательная стоимость проекта не известна.

В мае 1998 года Индия произвела испытание ядерного оружия, еще раз доказав, что атом мирным не бывает. Из-за этого страна попала под санкции как нарушитель режима нераспространения ядерного оружия. Россия утверждала, что санкции не должны затрагивать проект Куданкулам, так как контракты были подписаны до введения санкций, но работы по строительству АЭС продвигались медленно. В настоящее время Индия заявила о принятии контроля МАГАТЭ над своими ядерными объектами, что дало возможность продолжать сооружение 22-летнего долгостроя.

Тем не менее, гражданская атомная энергетика в Индии не отделена от военной, и АЭС все еще продолжают находиться в под контролем военного ведомства. Это также позволяет властям Индии скрывать информацию о возможном воздействии АЭС на природу и здоровье людей. Фермеры и рыбаки густонаселенной южной части Индии справедливо опасаются, что выбросы и сбросы АЭС разрушат их бизнес, что забор воды для охлаждения реакторов приведет к дефициту воды для полива полей, и что, катастрофа, подобная Чернобыльской, может произойти и на побережье Индийского океана. Обеспокоенность выражали соседние Шри Ланка и Мальдивы.

Однако, ни сопредельным государствам, ни общественности своей страны информация об АЭС не предоставлялась, общественные слушания и консультации не проводились. Статья 18 Акта об атомной энергии Индии запрещает сбор и распространение любой информации о любых атомных проектах.

Неужели индусам придется поверить сказкам Путина о суперсовершенных и безопасных атомных реакторах, выдерживающих падение среднемагистрального самолета?

comicspace