News

Нефтяной попутный газ: головная боль для политиков, ученых, нефтяников и экологов

Опубликовано: 18/02/2010

Автор: Анна Киреева

В то время как весь мир обеспокоен проблемами изменения климата, существенный вклад в который вносит сжигание нефтяного попутного газа (НПГ) на месторождениях, Россия не в состоянии не то, что снизить объемы сжигания НПГ, но и посчитать его.

Сжигая нефтяной попутный газ (НПГ) Россия не только несет большие финансовые потери, но и наносит колоссальный ущерб окружающей среде. Политики лимитируют объем сжигания НПГ законодательно, нефтяники видят в этом технические и финансовые трудности, ученые не могут произвести учет сжигаемого газа. Экологи же настаивают на том, что снижение объема сжигания НПГ вполне реально.

По мнению координатора энергетических проектов «Беллоны-Мурманск» Нины Лесихиной, экономический анализ происходящих изменений в климате свидетельствует о том, что принятие срочных мер по сокращению выбросов и предотвращению дальнейшего повышения температуры окажется для мировых правительств гораздо дешевле, чем, если придется платить за неизбежные потери, вызванные климатическим изменением.

Сжигание попутного нефтяного газа — серьезная экологическая проблема, как для самих нефтедобывающих регионов, так и для окружающей среды. В результате сжигания НПГ в факелах оказывается существенное воздействие на климат, поскольку в атмосферу выбрасывается диоксид углерода и активная сажа.

По данным экологической организации WWF, в результате горения газа в факелах в России ежегодно образуется почти 100 миллионов тонн выбросов СО2, при этом в атмосферу выделяется метан, гораздо более активный парниковый газ, чем СО2. Объем выбросов сажи при сжигании НПГ оценивается приблизительно в 500 000 тонн в год.

Выбросы, образующиеся при сжигании попутных нефтяных газов, составляют 30% от всех выбросов в атмосферу в Западной Сибири, 2% от выбросов от стационарных источников в России и до 10% суммарных атмосферных выбросов Республики Казахстан.

Нефтяной попутный газ в цифрах

Расхождение в официальных цифрах об извлечении и сжигании НПГ заставляет достаточно скептически отнестись к качеству имеющейся статистической информации, которую в большинстве случаев из-за недостаточной оснащенности лицензионных участков узлами учета добычи, сжигания и использования НПГ на промыслах получают на основании расчетных коэффициентов.

По данным Минприроды в 2005–2006 годах в России было добыто около 55–60 миллиардов кубометров НПГ, из которых примерно 26% (около 15 миллиардов) сожжено на факелах, и лишь порядка 15-20 миллиардов используется в химической промышленности.

По данным Росстата, в 2005 году в Российской Федерации было добыто 42,2 миллиардов кубических метров нефтяного попутного газа, из них сожжено в факелах 13,1 миллиард. Данные Минпромэнерго за тот же год свидетельствуют о том, в России было сожжено 14,5 миллиардов кубометров НПГ. Большая часть сжигаемого ПНГ приходится на новые и труднодоступные месторождения Западной и Восточной Сибири.
Не можем, или не хотим считать НПГ.

Нефтяной попутный газ сжигается на факелах практически на всех нефтедобывающих предприятиях мира. Во многих зарубежных странах ограничение на сжигание НПГ закреплено нормативными актами, и компании, независимо от того, сколько им это стоит, обязаны выдерживать лимиты.

В России же нефтяники предпочитают отговариваться тем, что посчитать, сколько добывается НПГ, практически невозможно. По словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, учет сжигаемого ПНГ — дело достаточно сложное. «Это не раз и навсегда заданная величина. Во-первых, каждое месторождение имеет свое количество растворенного в нефти попутного газа, во-вторых, его содержание в процессе разработки месторождения существенно меняется», — сказал он прессе. Эксперт уверен, что технически эту задачу решить вполне возможно, хотя это и будет стоить немалых денег.

Правительство беспокоят финансовые потери

Из-за отсутствия приборов учета практически на всех нефтяных промыслах России и отсутствия государственного регулирования по ценообразованию на НПГ, Счетная палата России, занимавшаяся определением финансового ущерба РФ от сжигания НПГ, расписалась в своей беспомощности.

«Поскольку все данные носят расчетный, приблизительный характер в связи с отсутствием приборов учета на практически всех нефтепромыслах. По той же причине невозможно точно установить реальные объемы потерь нефтяного попутного газа при его добыче», — отмечается в сообщении Коллегии Счетной палаты.

8 января 2009 года Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках».

Постановление устанавливает целевой показатель сжигания ПНГ на факелах на 2012 год и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого попутного газа. Повышение платы за сверхлимитное сжигание ПНГ начнется с 1 января 2012 года. При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках ПНГ, с 1 января 2012 года значение дополнительного коэффициента принимается равным 6.

Экологическая ответственность или финансовые потери

Поскольку говорить об экологической ответственности нефтегазового бизнеса, его обеспокоенности климатическими изменениями, как в нашей стране, так и в мире, не приходится, российским нефтегазовым компаниям придется считать, что же выгоднее — платить штрафы или соблюдать постановление премьера.

«Действительно, финансовое бремя внедрения новых технологий придется нести нефтедобывающим компаниям, и как знать, что для них будет дешевле — ставить приборы учета и утилизировать газ или откупаться штрафами», — рассказал Дмитриевский.

Ученый уверен, что рано или поздно всем придется гасить факелы. «Когда размеры штрафов начнут зашкаливать (а их, безусловно, будут поднимать), начнут внедрять приборы учета и технологии, позволяющие утилизировать попутный газ». Но для начала нужно хотя бы начать считать.

«Вопрос утилизации попутного нефтяного газа конечно дорогостоящий, но в долгосрочной перспективе это позволит повысить конкурентноспособность российского бизнеса и обеспечить устойчивое развитие экономики в целом, а главное — предотвратить климатический кризис. В свете принятой Президентом России Климатической Доктрины, Правительство страны и нефтегазовые компании должны направить все силы на снижение объемов сжигания попутного нефтяного газа», — считает Нина Лесихина.