News

Главный разрушитель – человек, а не климат

Опубликовано: 10/01/2010

В принятии Климатической доктрины России, на мой взгляд, нет ничего позитивного. Подобное уже произошло после ратификации Монреальского протокола. Страны, подписавшие его, отказались от использования фреонов в холодильных установках — якобы фреоны уничтожали озон. Но озоновая дыра исчезла сама собой, а Россия лишилась значительной части холодильной промышленности. Нечто подобное может быть и в данном случае.

Нарастающая угроза существованию всего живого на Земле вызывается разрушением ее биосферы и необузданной ресурсозатратной техногенной деятельностью, основным критерием эффективности которой в условиях рынка является получение максимальной прибыли относительно небольшой группой лиц, а вовсе не изменением климата.

Такая угроза требует разработки и обязательного проведения глобальной политики комплексного сберегающего природопользования с учетом особенностей каждой страны. При этом должны быть выработаны критерии разумного, с точки зрения выживаемости человечества, потребления невоспроизводимых ресурсов. По-моему, все это очень далеко от Климатической доктрины.

России лучше было бы заняться развитием тех сильных сторон, которые уже имеются. Свободно конвертируемой валютой сегодня для России являются газ и нефть. Но разведанных запасов «черного золота» вопреки официальной Энергетической стратегии при нынешних объемах его добычи хватит стране, по оценкам экспертов, всего лишь на 18-20 лет. Так что времени для перехода РФ в разряд «мировой весовой категории» осталось всего ничего, учитывая, в частности, значительную обветшалость основных производственных фондов и их моральную изношенность. Поэтому строить новое хозяйство необходимо по принципу: «нефть и газ – в обмен на новые технологии и производства».

У нас бездна ценных продуктов пропадает зря. Приведу такой пример. Авиапассажиры, пролетающие ночью над Западно-Сибирским регионом, в безоблачную погоду видят внизу множество горящих факелов. Расположены они в местах добычи нефти и газа, и сгорают в них ценнейшие компоненты углеводородного сырья. Но факелы попутных газов — не единственные печальные памятники нашей бесхозяйственности. Из-за некомплексной переработки добываемых нефти и газа в стране ежегодно не только сжигаются, но также закачиваются в землю и просто разливаются 20-25 млн тонн попутного и вторичного углеводородного сырья, из которого можно производить различные моторные топлива, в том числе высокооктановые бензины. Надо заниматься сбережением того, что в России бездарно пропадает, а не составлять климатические доктрины.

Моисей Гельман

Об авторе:

Моисей Гельман, выпускник Института нефти и химии, специалист в области информационно-измерительных систем. Автор более 70 изобретений и 6 книг, к.т.н. С 1999 года – главный редактор газеты «Промышленные ведомости». С 2001 года входит в правление Союза производителей нефтегазового оборудования.