News

Делегаты и обозреватели в Копенгагене расходятся во мнениях, принесет ли с собой появление на переговорах Обамы столь необходимую встряску

Wikimedia Commons

Опубликовано: 17/12/2009

Автор: Чарльз Диггес

КОПЕНГАГЕН – Сегодня, накануне прибытия Президента США Барака Обамы для участия в завершающей стадии климатического саммита, в воздухе витала надежда. Неизвестно, знает ли об этом сам Обама, но многие присутствующие буквально наделяют его силой десятерых человек и полагают, что именно он станет тем Давидом, который повергнет Голиафа, иными словами, тот беспорядок, который воцарился на переговорах за день до их окончания.

В то же время другие полагают, что приезд Обамы совершенно ничего не значит и что возлагать слишком большие надежды на президента, который продуманно занял позицию того, за кем остается решающее слово, сродни попыткам продолжать начищать медь на тонущем Титанике.

Как бы то ни было, появление Обамы принесет с собой американскую повестку совещания в полном объеме, а также еще более честолюбивые планы. Хотя планы, что уже были озвучены, вызвали крайне негативное отношение (вспомним многочисленные демонстративные уходы с заседаний, патовые ситуации, всевозрастающие уличные протесты и даже ворчливые циничные высказывания в ходе вчерашнего пленарного заседания). Обама вылетает из Вашингтона сегодня ночью и прибудет в Копенгаген завтра утром.

Вчера в Копенгагене американские чиновники не жалея сил разъясняли, что Обама не скажет ничего принципиально нового для участников саммита, одновременно заверяя, что американская делегация делает для стабилизации климата гораздо больше, нежели просто пытается утвердить законопроекты на уровне Конгресса.

«Я бы не стал заключать никаких пари»,– сказал Международный директор Беллоны Свенд Сойланд, в отношении того, какие результаты последуют за прибытием Обамы. «Еще слишком рано о чем-то говорить», сказал он.

Сегодня утром переговоры начались с еще одной патовой ситуации, когда Секретарь ООН по вопросам климата Иво де Бур пожаловался на «неожиданную остановку» переговоров: долгожданного прорыва, который пророчили на вторую половину дня среды, так и не случилось.

Как сказал один делегат, к утру четверга пульс работы Белла Центра настолько участился, что повсеместные телемониторы, на которых можно прочесть сведения о текущих и грядущих мероприятиях саммита, просто погасли, когда участники переключились на режим хаотических, произвольных встреч и дискуссий.

Сенатор США г-н Джон Керри, глава Комитета Сената по международным отношениям и соавтор хваленого, но зашедшего в тупик климатического законодательства США, вчера по существу рассказал о том, чего необходимо добиться в Копенгагене для того, чтобы Сенат утвердил законопроект.

Выступая в одном из многочисленных небольших залов Белла Центра в ходе заседания пленарной группы, он также многозначительно сообщил о том, что выполнению обещаний США препятствуют национальные неурядицы и беспокойства.

Обращаясь к переполненной аудитории, Керри сказал, что США примет закон об ограничении и торговле выбросами в будущем году, отметив, что на одной чаше вашингтонских весов лежит повышение температуры в будущем, а на другой – высокий уровень безработицы на фоне нестабильной экономики в настоящем.

«Для того чтобы принять закон, нам необходимо заверить, скажем, сенатора из Огайо в том, что работники металлургической промышленности его штата не потеряют свою работу «в пользу» Китая или Индии», – сказал Керри. Подчеркивая, что он не «защищает пассивность» со стороны США, он заявил, что убедить и без того скептически настроенных законотворцев поддержать климатическое законодательство без наличия интегрированных в международный договор мер ответственности будет чрезвычайно непросто.

Китай и Индия пообещали сократить то, что они называют своей углеродоемкостью (количество диоксида углерода в воздухе, пропорциональное промышленному росту); аналогичные обещания прозвучали из уст представителей таких стран с энергичной переходной экономикой, как Бразилия и Южная Африка.

Все, за исключением Китая, отстаивают привилегию независимого движения к своим целям. Вашингтон же настаивает на том, что принимаемые меры необходимо отслеживать и направлять соответствующие сведения в ООН, а затем подвергать независимому освидетельствованию.

Китай между тем более благосклонно относится к идее открытости, о которой говорят Штаты, – один из немногих прорывов во вчерашних переговорах; стороны обсудили вопрос выработки новых предписаний на базе той отчетности, которые Китай и другие страны уже предоставили климатическому подразделению ООН.

«Я полагаю, что теперь нам необходимо выработать точный язык», сказал г-н Айлун Янг, Директор по климату китайского Гринписа, сообщает “Greenwire”. «Я уверен, что этого можно добиться».

Как сказал Керри, «Коллективная ответственность должна подразумевать обязательство предоставления добросовестных сведений об усилиях, предпринимаемых каждой страной», сообщил Керри группе делегатов и наблюдателей. «Людям необходимо доверять процессу, и это доверие строится на открытости».

Вопрос открытости, по словам Керри, имеет центральное значение применительно к утверждению климатического законодательства на уровне США. Без этой «открытости», заявил он, Сенат США вряд ли одобрит национальное законодательство о сокращении выбросов углерода, передает “Greenwire”.

Керри также обратил внимание на одно из тех ключевых разногласий, которые затрудняют переговоры с самого первого дня, и предложил сделать так, чтобы богатые и бедные страны могли принять на себя, как выражаются представители ООН, «общую, но дифференцированную ответственность».

«Давайте будем честными, – сказал Керри. – Наша общая ответственность требует того, что, если мы серьезно настроены решить проблему с изменением климата, то каждая страна, сегодня или в будущем вносящая существенный вклад в его решение, должна действовать открыто и ответственно».

Сейчас, когда до конца копенгагенских переговоров в буквальном смысле остаются считанные часы, а сколько-нибудь существенного чернового варианта соглашения нет и в помине, он сказал: «Наступило время, когда все мы должны действовать отважно».

Керри настоял на том, что его отношение к принятию нового соглашения носит оптимистичный характер. В то же время американские чиновники заявляют в Копенгагене, что Обама не будет говорить о чем-то за пределами вопросов о достижении уже озвученного уровня сокращения выбросов на 17% по сравнению с уровнем 2005 года и внесении «львиной доли» в равный 10 млрд долларов США фонд, направленный на помощь развивающимся странам в деле борьбы с изменением климата.

«Мы не хотим обещать того, чего у нас нет», заявил журналистам на этой неделе в ходе брифинга глава копенгагенской делегации США г-н Тодд Стерн. Он сказал, что не прогнозирует каких-либо изменений применительно к обязательствам США. «Наши обязательства связаны с нашим грядущим законодательством. Мы не хотим обещать того, чего у нас нет», сказал он.

Пресс-секретарь Белого Дома г-н Роберт Гиббс также сообщил о том, что ожидает от саммита значительных свершений. Отмечая наличие разногласий между делегатами, он сказал, что президент «надеется, что его присутствие может помочь» выработать «сильное эффективное соглашение, даже если в будущем нам придется приложить еще больше усилий для достижения целей», сообщает агентство “France Press”.

На днях американские СМИ сообщали, что Белый Дом подготовил серию заявлений и мероприятий на территории Вашингтона, направленных на привлечение внимания к этим усилиям, – от налоговых льгот для производителей возобновляемой энергии до посещения президентом магазина по реконструкции домов, где из уст лидера прозвучали слова о том, что более качественная изоляция жилья – это «сексуально».