News

ХЕЛКОМ звонит в колокол

photo: Mickael Albrecht

Опубликовано: 07/12/2009

Председательство России в Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская комиссия, ХЕЛКОМ) вступает в завершающую фазу. Финал «российской двухлетки» знаменателен еще и тем, что в следующем году ХЕЛКОМ намерен приступить к широкомасштабным реальным действиям. Для многих хозяйствующих субъектов в нашей стране это обернется необходимостью всерьез заняться экологизацией своего бизнеса.

Об этом шла речь на 29-м заседании глав делегаций стран ХЕЛКОМ, состоявшемся 2-3 декабря в Петербурге. По сути дела эта встреча являлась подготовкой к предстоящему в мае 2010 года в Москве Министерскому заседанию ХЕЛКОМ, которое уже сейчас называют вехой на пути восстановления Балтики. Ожидается, что именно в мае девять стран-участниц дадут старт своим национальным программам, которые окажут серьезное влияние на жизнь Балтийского моря.

«На московской встрече планы перейдут из фазы обсуждения в фазу выполнения. В частности, это касается морской стратегии, которая для нас является ключевой и приоритетной», – сказал Андерс Альм, глава шведской делегации (его страна примет от России председательство в ХЕЛКОМ в июле 2010 года).

В частности, страны-участницы начнут снижать объемы сбросов азота и фосфора. Россия к 2021 должна снизить эти объемы на 6 970 тонн и 2 500 тонн соответственно. (См. табл.). Игорь Майданов, зам. министра природных ресурсов и экологии РФ, а также председатель Хельсинкской комиссии, считает, что это вполне реально.

«Мы специально организовали эту встречу в Петербурге, потому что именно здесь уже сделаны очень серьезные шаги для уменьшения сбросов. Две петербургские «горячие точки» исчезнут с карты ХЕЛКОМ: это очистные сооружения Кронштадта и Центральная станция аэрации. В Кронштадте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» улучшил технологию очистки. Центральная станция аэрации – а это крупнейшие очистные сооружения на Балтике, провела реконструкцию на 58 млн. евро, благодаря чему степень очистки достигла 0,5 мг/л фосфора», – отметил замминистра.

Основные источники загрязнения фосфором и азотом – объекты ЖКХ и сельского хозяйства. Если с очистными сооружениями метод действий отработан – это модернизация на бюджетные или грантовые средства, то с птице- и свинофермами дело обстоит значительно хуже. Во-первых, они разбросаны по огромной территории (бассейн водосбора Балтийского моря захватывает 9 областей). Во-вторых, лишь единицы из агропромышленных компаний по собственной инициативе внедряют современные системы обращения с отходами. Более того, изрядная доля загрязнений приходится на навозохранилища давно обанкротившихся и закрытых ферм.

Игорь Майданов считает, что помочь сможет принятие пакета законов по нормированию и стимулированию снижения сбросов и выбросов в окружающую среду. Переход на принципы применения наилучших существующих технологий (НСТ) должен сделать выгодным борьбу за снижение количества отходов и их переработку. Однако эта работа, по оценкам специалистов, займет не меньше десятилетия.

Еще одним важным результатом участия России в ХЕЛКОМ станет открытие заповедника «Ингерманландский». Многострадальный заповедник в восточной части Финского залива пытаются создать уже лет пятнадцать, но именно благодаря ХЕЛКОМ дело сдвинулось с мертвой точки. Уже подписано соответствующее постановление Правительства РФ. Только в случае создания новой особо охраняемой природной территории Россия сможет приблизиться к нормативу ХЕЛКОМ, который требует, чтоб 6% национальной территории водосбора Балтики относились к ООПТ.

Целый ряд важных инициатив страны комиссии намерены осуществить совместно. Это предложение Международной морской организации (IMO) запретить сброс в Балтику неочищенных сточных вод с пассажирских судов и паромов. Несмотря на свойственную международным организациям бюрократию и сопротивление судовладельцев (им придется либо устанавливать на судах системы очистки с удалением биогенов, либо сдавать сточные воды в портах – за плату), руководство ХЕЛКОМ уверено, что нововведение удастся внедрить.

«Всегда трудно говорить о результатах дискуссии, в которую вовлечены 166 стран… Но мы надеемся, что в следующем году начнется обсуждение нашей инициативы и к 2013 году новые правила вступят в силу», – считает Анна-Кристина Брузендорф, исполнительный секретарь Хельсинской комиссии. Кроме того, ХЕЛКОМ должен утвердить список «красных» и «черных» химических веществ, используемых на буровых платформах в Балтийском море.

А вот одну из горячо волнующих общественность тем комиссия исключила из числа особо важных. Речь идет о захоронениях химического оружия на балтийском дне. По словам Анны-Кристины Брузендорф, ХЕЛКОМ регулярно получает сведения о вынесенных на берег, попавшихся в сети химических боеприпасах, а также о состоянии оружейных свалок. Потенциально опасные места известны, но на данный момент ХЕЛКОМ считает химическое оружие не самой большой угрозой экологии Балтики.

Свою роль в этом, видимо, сыграли исследования, произведенные по требованию балтийских стран в рамках проекта Nord Stream. Ранее высказывались опасения, что при строительстве газопровода от Выборга к европейским берегам могут быть потревожены таящиеся на дне химические снаряды и бомбы. Однако в ходе обследования дна, которое обошлось консорциуму в 100 млн евро, на будущей трассе боеприпасов обнаружено не было. Поэтому страны-участники дали согласие на прокладку газовой трубы.

В какой степени этому способствовало председательство в ХЕЛКОМ России – сказать сложно. Но вообще иностранные партнеры по соглашению довольно высоко оценивают работу российских коллег.

«За истекший срок большинство приоритетов в работе комиссии было расставлено именно Россией. И это свидетельство явного здорового желания улучшить состояние Балтийского моря», – говорит Анна-Кристина Брузендорф.

В свою очередь, Игорь Майданов считает, что ХЕЛКОМ стал одной из самых успешных международных организаций. По сравнению с аналогичными комиссиями по защите Черного, Каспийского, Карибского и других морей, сделано гораздо больше реальных дел. Даже Евросоюз ориентируется на рекомендации ХЕЛКОМ, а некоторые нормативы просто вынужден подтягивать до требований балтийской комиссии. Так, объединенной Европе законодательно снизили содержание фосфора в стиральных порошках и ввели обязательное удаление фосфора на очистных сооружениях.

Самые приятные результаты работы комиссии – это, конечно, сокращение числа «горячих точек и подточек». В изначальном списке ХЕЛКОМ их значилось 162. Сейчас осталось 73. Самой проблемной российской точкой признаются очистные сооружения г. Калининграда, работы по модернизации которых тянутся уже более семи лет…


таб. Доля некоторых стран в сбросах азота и фосфора в Балтику, 2001-2006 гг.

 

Азот

Фосфор

Россия

14%

18%

Польша

27%

35%

Швеция

17%

10%