News

Правозащитники заявляют протест против несправедливого осуждения российского эколога в Туркменистане

zatoka.wordpress.com

Опубликовано: 31/10/2009

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Мария Каминская

НЬЮ-ЙОРК – Правозащитная группа Human Rights Watch требует немедленного освобождения эколога и борца за гражданские права Андрея Затоки, 30 октября приговоренного туркменским судом к пяти годам тюрьмы по сфабрикованному обвинению в причинении телесного вреда. Как сказано в заявлении организации, осуждение активиста стало результатом нарушения всех международных норм справедливого судопроизводства.

Андрей Затока, известный эколог и общественник, был приговорен к пяти годам заключения по статье о нанесении телесных повреждений средней тяжести. По версии обвинения, преступление произошло на базаре в городе Дашогуз на севере Туркменистана. Сам Затока отрицает свою вину, а вердикт уже вызвал волну возмущения среди правозащитных организаций как в России, так и за рубежом. Многие в России отмечают, что обвинительное заключение против Затоки было «шито белыми нитками».

В обращении к журналистам правозащитная группа Human Rights Watch призвала к немедленному освобождению Затоки.

«Обвинения против Затоки выглядят необоснованными, а судебное разбирательство предстало однозначно предвзятым», – сказала в официальном заявлении Рэйчел Денбер, представитель отделения Human Rights Watch, занимающегося проблемами Европы и Средней Азии. 

«Затока должен быть немедленно выпущен на свободу, а инцидент должен быть рассмотрен в независимом расследовании», – добавила Денбер.

Затока, гражданин России и Туркменистана, получил международную известность за широкую экологическую и общественную деятельность. Он уже несколько лет безвыездно проживает в Туркменистане, – в результате предыдущего, сфабрикованного спецслужбами против него уголовного обвинения и условного срока, на его передвижения по стране были наложены ограничения, а выезд из страны был полностью запрещен. Как сообщили «Беллоне» коллеги Затоки, невзирая на его статус российского гражданина, Министерство иностранных дел Российской Федерации не предпринимает никаких попыток заступиться за него перед туркменскими властями.

Экологическая деятельность
Основанная Затокой природоохранная организация начала работу еще в начале 1990-х годов, однако под давлением властей свернула деятельность в 2003 г. Соучредитель организации и соратник Затоки, Фарид Тухбатулин, в результате политически мотивированного уголовного преследования был вынужден эмигрировать в Австрию, однако Затока продолжал активно работать на экологическом фронте в Туркменистане.

Давление на Затоку со стороны туркменских властей имеет долгую историю. О предыдущем уголовном деле против Затоки, закончившемся условным сроком и запретом на выезд из страны, «Беллона» писала в 2007 г.

«Туркменские власти не прощают инакомыслия», – так прокомментировал ситуацию Тухбатулин, который теперь возглавляет в Вене организацию «Туркменская инициатива по правам человека».

«Это их намек тем немногим оставшимся активистам, у кого еще хватает храбрости работать в Туркменистане», – сказал Тухбатулин в интервью Би-Би-Си.

Представители властей в Туркменистане ответили отказом на попытки «Беллоны» получить комментарии по делу Затоки.

Российские экологи как разменная монета
Богатый залежами природного газа, Туркменистан зарекомендовал себя как одно из самых репрессивных государств в Средней Азии, и интересы, связанные с продажей газа, Туркменистан защищает жестко.

Несмотря на то, что Затока – биолог, специалист по амфибиям и рептилиям, он, по словам правозащитных организаций, все же подпадает под категорию тех «неудобных» активистов-общественников, чью деятельность туркменское государство рассматривает как угрозу своим коммерческим интересам.

В последние годы несколько крупнейших получателей туркменского газа – государства Европейского Союза, а также США – начали осторожно намекать на то, что прекратят покупать газ у Туркменистана, если руководство страны не примет меры к исправлению тревожной ситуации с гражданскими правами. А поскольку туркменский газ поставляется в Европу и США по российским трубопроводам, бойкот со стороны постоянных западных заказчиков грозит ударить и по карману российских посредников – а именно, Газпрома.

В 2007 г. к власти в Туркменистане пришел Гурбангулы Бердымухамедов, который пообещал провести масштабные реформы и положить конец долгим годам изоляции страны, жившей за «железным занавесом» под руководством бывшего президента, Сапармурата Ниязова.

Однако, как отмечают наблюдатели, с приходом Бердымухамедова мало что изменилось – гонения на основные свободы и права человека в Туркменистане продолжаются.

В МИД России, на имя руководителя ведомства Сергея Лаврова, уже было написано открытое обращение Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга и эколого-правозащитным центром Беллона. Кроме того, российскими экологами был открыт сайт в поддержку Затоки.

В субботу стало известно, что жена Андрея Евгения Затока обратилась в Российское посольство в Туркменестане и встретилась с его сотрудником Алексеем Деминым. Она представила в посольство документы, подтверждающие наличие у осужденного российского гражданства, материалы судебного процесса и оригинал заявления Андрея Послу Российской Федерации в Туркменистане, в котором Андрей пишет о своем решении отказаться от туркменского гражданства в пользу российского.

«Теперь, когда у посольства есть все документы по делу Андрея, а также самая полная и достоверная информация о происходящем, у меня появилась уверенность в том, что Российское посольство и Россия предпримут все необходимые шаги для защиты российского гражданина – рассказала Хронике Туркменистана Евгения Затока – А.М.Демин в разговоре со мной проявил огромное внимание к происходящим событиям, и у меня есть основания надеяться на благоприятное завершение этой кошмарной истории».

Российский МИД точно так же долго держался в стороне во время инцидента с российским физиком и экологическим активистом, экспертом «Экозащиты» Андреем Ожаровским, – также российским гражданином, который был арестован в Беларуси в начале октября за попытку распространить экологическую информацию о предполагаемом строительстве новой АЭС во время открытых общественных слушаний по проекту, проходивших в г. Островец в Гродненском районе. Островецкий суд приговорил Ожаровского к семи суткам ареста по наспех слепленному обвинению в «мелком хулиганстве»

Ответившая на звонок «Беллоны» сотрудница пресс-центра российского МИДА отказалась представить себя и дать какие-либо комментарии по делу Затоки.

Оба ареста указывают на очевидную тенденцию, складывающуюся в бывших советских республиках, которым, по-видимому, есть чем «зацепить» экономические интересы России.

В случае Ожаровского, недопуск эколога к открытым слушаниям по проекту Островецкой АЭС – по сути, использование правоохранительных и судебных органов для того, чтобы оказать давление на человека с «неугодной» точкой зрения, – на руку российской госкорпорации «Росатом», надеющейся на прибыль, которую можно будет извлечь из строительства АЭС в Беларуси. 

Непрекращающееся уголовное преследование в Туркменистане эколога, чья деятельность поднимала слишком много шума, очевидно, выгодно российскому гиганту Газпрому, получающему из тоталитарного соседского государства поставки дешевого природного газа. Снабжая газом большую часть Европы, Газпром в последнее десятилетие превратился в своеобразное «государство в государстве», пользующееся неограниченным влиянием и прочными связями с финансовыми институтами и СМИ.  

Арест
Затока был арестован 20 октября в ходе инцидента, во время которого, согласно российской правозащитной организации «Мемориал», он как раз-таки сам пытался избежать нападения. По информации о случившемся, поступившей в Human Rights Watch от «Мемориала», Затока был подвергнут нападению со стороны незнакомого лица на рынке в г. Дашогуз, после чего оказался задержан милицией.

Друзья и коллеги Затоки утверждают, что против него была организована провокация.

Пытаясь уйти от завязываемой с ним драки, Затока обратился к двум находящимся поблизости милиционерам, которые в ответ на заявление о нападении арестовали Затоку. Эколог никогда прежде не встречался с напавшим на него человеком и не имел никаких оснований вступать с ним в стычку, сообщили Human Rights Watch сотрудники «Мемориала».

И июне прошлого года Затока написал открытое обращение к Генеральной прокуратуре Туркменистана, Посольству России в Туркменистане и представительству ОБСЕ, которое он попросил распространить среди правозащитных организаций в случае его ареста, исчезновения или несчастного случая. Это письмо было опубликовано через несколько дней после ареста Затоки, включая также англоязычный перевод письма на сайте организации Human Rights Watch.

Письмо Затоки описывает преследования со стороны властей, начатые против него и его знакомых и друзей еще в 2006 г. Это весьма показательная хроника применяемых спецслужбами методов запугивания, снабженная тщательными подробностями, включая детали запрета на выезд из страны, даты задержаний и обысков в его квартире, и даже номера машин, которые, по его наблюдениям, следили за ним летом 2008 г.

Судебный процесс
По сведениям различных правозащитных источников, судебное разбирательство против Затоки в Дашогузском муниципальном суде завершилось в один день. Кроме того, оно состоялось еще до истечения трех дней со дня вынесения обвинительного заключения, что явилось очевидным нарушением процессуальных норм Туркменистана. Следствие длилось всего четыре дня, а весь процесс от ареста и до обвинения занял восемь дней.

Председательствовавший судья отказал защите в ходатайстве отложить заседание суда до 4 ноября.

Судмедэкспертиза зафиксировала у жертвы предполагаемого нападения со стороны Затоки перелом запястья. Однако, по утверждениям защиты, рентгеновский снимок, представленный обвинением как доказательство вины подсудимого, был сделан еще в мае этого года.

В ходатайстве о проведении повторного медицинского освидетельствования защите было также отказано без объяснения причин.

Согласно источникам, осведомленным о ходе процесса, судья также без объяснений отказал защите в возможности представить суду своих свидетелей. По словам самого Затоки, он будет обжаловать вердикт, который, судя по многочисленным протестам со стороны российской и западной общественности, грозит перерасти в международный скандал.

«Затока годами находился под давлением властей и знал, что в какой-то момент будет предпринята попытка заставить его замолчать», – сказала журналистам Денбер из Human Rights Watch.

«Давление на него, как и общая нетерпимость властей по отношению к независимым активистам, без сомнения указывает на то, что уголовное дело против Затоки явилось политически мотивированным преследованием», заключила Денбер.