News

Мурманская область — промежуточное звено в транспортировке иностранного ОЯТ в Россию

AnnaKireeva

Опубликовано: 23/09/2009

Автор: Анна Киреева

20 сентября российский сухогруз MCL Trader доставил отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) предположительно с польского исследовательского реактора в Мурманск для дальнейшей транспортировки ОЯТ на спецкомбинат «Маяк» в Челябинской области.

Судно пришвартовалось у причалов ФГУП «Атомфлот», где 12 контейнеров были перегружены в спецэшелоны и отправлены в Челябинскую область по железной дороге. Судно перевозило ОЯТ из исследовательского реактора Института атомной энергии Polatom (Польша).

В начале сентября 2009 года Россия и Польша подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по ввозу в РФ облученного ядерного топлива исследовательского реактора «Мария». Соглашение заключено сроком на 20 лет с возможностью его продления.

Документ обеспечивает правовую основу для ввоза в Россию топлива с территории Института атомной энергии Polatom с целью временного хранения и последующей его переработки, отмечается в сообщении.

Во времена СССР в Польше было построено два исследовательских реактора, получившие имена «Ева» (сейчас он остановлен) и «Мария». Строительство реактора «Мария», мощность которого составляет 30 МВт, началось 1 января 1969 года. Всего за время его работы накопилось более 360 выгоревших топливных элементов. Сейчас они выдерживаются в бассейне, расположенном рядом с реактором.

После 2012 года планируется вывоз низкообогащенного и высокообогащенного топлива, которое в настоящее время находится в зоне реактора.

Сухогруз MCL Trader

Специально к выполнению транспортировки ОЯТ морем реконструировано и лицензировано российское судно MCL Trader. Судно водоизмещением 3,860 тонн составляет в длину 95 метров.

Trader известен тем, что в мае 2008 года во время перехода из шведского порта Халмстад (Halmstad) в Санкт-Петербург, он сел на мель в районе датского острова Борнхольм. Датские ВМС арестовали капитана и старшего механика судна по подозрению в употреблении спиртного во время рейса.

«Мы сигналили с берега, пытаясь предупредить русский корабль, что наш остров расположен там, где он, собственно, всегда и находился, — но судно не реагировало на сигналы и с экипажем невозможно было связаться по радио. После того, как мы поднялись на борт, то сразу же поняли, что с  капитаном что-то неладно, а когда подошли поближе, то констатировали, что он был в состоянии сильного алкогольного опьянения», — заявил старший инспектор полиции острова Борнхольм Флемминг Дрейер.

Естественно, что датчане были не на шутку обеспокоены тем, что российский сухогруз имел лицензию на перевозку радиоактивных отходов — однако по результатам проверки выяснилось, что на борту севшего на мель судна груза не было.