Объекты Штокмановского месторождения выставлены на слушания

frontpageingressimage_IMG_0229.JPG Photo: Нина Лесихина/Беллона

15-16 сентября 2009 года компанией «Штокман Девелопмент» были проведены общественные слушания программы изысканий для разработки проекта транспортно-технологического комплекса в поселке Териберка, который расположен в 120 км на северо-восток от Мурманска. Настоящие изыскания будут проводится в 2009-2010 гг. с целью получения данных о грунтовом разрезе, рельефе дна и наличии крупных предметов. Слушания проводились в самой Териберке и в Коле — центре муниципального образования, куда входит Териберка.  

В слушаниях приняли участие около 50 человек в Териберке и 30 человек в Коле, среди которых были представители общественных экологических организаций, муниципальных образований, ММБИ и ПИНРО. В Териберке пришедшие жители высказали недовольство тем, что информация о слушаниях появилась лишь накануне, а в Коле местных жителей и вовсе не было.

Предметом обсуждения стала программа мероприятий по охране окружающей среды при реализации инженерных изысканий. Оценку воздействия проекта на окружающую среду проводила московская компания «ФРЭКОМ», которая уже имеет опыт работы на Ковыктинском и Приразломном месторождениях, а исполнителем изысканий выступает ОАО «АМИГЭ».

Среди основных видов воздействия были отмечены выбросы в атмосферу при эксплуатации транспортных средств, сброс в море хозяйственно-бытовых сточных вод, повышение мутности воды и повреждение морского дна при бурении, что приведет к гибели планктона, являющегося кормовой базой рыбы, а также образование отходов.

«Фактическая продолжительность воздействия на окружающую среду составит около 60 дней, но из-за неблагоприятных погодных условий резервируется более длительный период работ — вторая половина лета, осень и зима», — сказал Шахин Дмитрий, представитель ООО «ФРЭКОМ».

Представитель ОАО «АМИГЭ» отметил, что в результате проведения изыскательных работ все образующиеся отходы отправляются в Мурманск на утилизацию. «При бурении не будут использоваться промышленные жидкости, а только забортная вода, что позволит сделать процесс более чистым с экологической точки зрения, — пояснил Потапкин Юрий. — Значительный ущерб экосистеме будет нанесен лишь в результате использования низкочастотного варианта сейсмоакустики, который приводит к гибели живых организмов в радиусе 1 метра».

Именно результаты оценки ущерба рыбным ресурсам в результате изысканий, вызвали множество вопросов со стороны ММБИ. Представители института представили целый ряд замечаний в адрес разработчиков ОВОС, среди которых отсутствие обоснованных оценок воздействия на биоту, искажение расчета ущерба от использования профилогрофа, и как следствие незначительный размер компенсационных выплат, признав в целом низкое качество исследований.

bodytextimage_IMG_0207.JPG Photo: Нина Лесихина/Беллона

«Речь идет не о проектной документации, а об охране окружающей среды, в которой живут люди, — заявил Павел Макаревич, представитель ММБИ. — Мы абсолютно не согласны с результатами ОВОС и оценки стоимости ущерба в частности». По мнению ученых необходимо пересчитать ущерб и наложить временные ограничения на проведение работ.

Однако вопросы к безопасности работ были и у жителей Териберки, которые отметили, что уже этим летом наблюдали мазутные пятна вокруг судов «АМИГЭ». Но компания опровергла причастность к данном явлению, отметив лишь, что на протяжении всех работ ведется систематический производственный и экологический мониторинг.

«Важно не только вовлечение общественности в процесс обсуждения каждой стадии Штокмановского проекта, что обусловлено законом, но и учет мнений всех заинтересованных, как среди общественных и научных организаций, так и среди обычных жителей, — отметила Лесихина Нина, представитель МРОЭО «Беллона-Мурманск». — Настоящий проект чрезвычайно сложен, а отсутствие у компании технологий и опыта работы в столь суровых природно-климатических условиях в разы увеличивает экологические риски. Необходимо помнить об уникальности и значимости арктической экосистемы при принятии технологических решений, ведь море — дороже нефти!».

Bellona

info@bellona.no