Атомные ледоколы никогда не строились только для коммерческой эксплуатации

frontpageingressimage_P1000647.JPG Photo: Anna Kireeva

«Атомные ледоколы никогда не строились только для коммерческой эксплуатации, их всегда финансово поддерживало государство», — рассказал Рукша, которому пришлось констатировать экономическую нерентабельность ледоколов.

Не секрет, что большие атомные суда сейчас мало востребованы, основной клиент — компания «Норильский Никель», — строит суда ледового класса для проводки своих грузов.

Хотя, по словам, Рукши, суточная стоимость атомного ледокола  в легких ледовых условиях практически сравнима с суточной стоимостью ледокола, работающего на дизельном топливе.

ФГУП «Росатомфлот» будет продолжать сдавать свои суда для туристических круизов к Северному полюсу. Сейчас суточная аренда атомного ледокола стоит 65-70 000 долларов в сутки.

Ледоколы нового поколения

По словам Вячеслава Рукши, на данный момент очень трудно обеспечивать проводку грузов старыми ледоколами по северному морскому пути. «Необходим ледокол нового поколения, способный ломать двухгодичный лед толщиной 3-4 метра», — отметил Рукша.

По его словам, сейчас в мире большой интерес проявляется к небольшим атомным установкам. «В России мы связываем будущее ледокольного флота с освоением Арктического шельфа, а не с транзитом по севморпути», — поделился с журналистами генеральный директор «Росатомфлота».

Новый ледокол должен работать в условиях Карского моря, а также в западной части российской Арктики. Он должен быть способен находиться в автономном режиме до 5-6 месяцев в году.

По прогнозам Рукши, первый головной ледокол нового поколения должен быть построен к 2016 году. Его приблизительная стоимость в настоящее время оценивается в один миллиард долларов. Для сравнения — в далекие советские времена такие ледоколы как «Таймыр» и «Вайгач» стоили СССР приблизительно по 150 миллионов долларов каждый.

Год работы в Росатоме

Сейчас исполняется ровно год, как атомные ледоколы, суда атомного технологического обслуживания были переданы под юрисдикцию госкорпорации Росатом.

По словам Рукши, за минувший год, возглавляемый им ФГУП из проблемного предприятия превратился в стабильно работающую компанию, но в чем это выражается, а также как этого удалось достичь, выяснить у него не удалось.

Основные подвижки связаны с судьбой самого опасного объекта предприятия — судна «Лепсе». «В случае аварийной ситуации, если, например, судно затонет, оно окажет воздействие на морскую среду», — отметил Рукша.

В ближайшие дни будет проводиться докировка судна, а в начале следующего года его отправят на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области, который выиграл тендер на утилизацию. «Надеюсь, что в этом году все оценки завершатся, и в следующем году «Лепсе» встанет на твердую платформу «Нерпы», — отметил Вячеслав Рукша.

Анна Киреева

anna@bellona.ru