«Мирный атом» превращает окрестности в помойку

frontpageingressimage_2-6..jpg

Насыпи отходов появились на землях сельскохозяйственного и муниципального назначения, лесного фонда, а также частных арендаторов. К примеру, был засыпан один из рыборазводных прудов площадью в 10 га Ковашевского хозяйства, неподалеку от Соснового Бора. Свалки возникли и на территории ООО «Рыбная Федерация», расположенной у сбросного канала ЛАЭС в прибрежной защитной полосе Финского залива.

– Такие свалки наносят непоправимый ущерб природе – говорит Сергей Виноградов, один из организаторов рейда по незаконным свалкам. – Никто точно не знает, что это за грунты, какой у них класс опасности. Они затрудняют подходы к лесу, осложняя работы по лесохозяйственным мероприятиям, в том числе и по пожаротушению. Страдает и областной бюджет, не дополучая в виде налогов десятки миллионов рублей, которые должны были бы поступить в качестве экологических платежей.

Финансовые потери возникают не только за счет неуплаты налогов. Свалки грунтов из под будущих атомных блоков заставили засучить рукава областное лесничество, по данным которого в Ломоносовском и Кингисеппском районах образовалась целая дюжина таких свалок. С начала 2008 года ликвидировано 10 несанкционированных отвалов, то есть после безответственных действий атомного ведомства на наведение порядка опять идут деньги налогоплательщиков. 

По прогнозам специалистов, при строительстве 3-го и 4-го энергоблоков ЛАЭС ожидается образование 3 млн кубометров грунтов, что в два раза больше объемов обнаруженных отходов. Сейчас между областным комитетом по природопользованию и руководством ЛАЭС ведутся переговоры о приемке 1 млн кубометров грунта.

Кто ответит за нарушения и восстановит территории, загрязненные отходами ЛАЭС-2? Этот вопрос пока остается без внимания властей и атомщиков.


Комментарий юриста Нины Поправко:

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 179-ФЗ «Об использовании атомной энергии», решение о размещении ядерных установок и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов использования атомной энергии находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Однако, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и водными объектами, в соответствии со ст.72 Конституции, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому размещение подобного рода свалок на территории Ленинградской области без соответствующих согласований и разрешений с региональными властями недопустимо.

Совершенно очевидно: региональные власти более оперативно и эффективно могли бы решить подобные вопросы. По законодательству нарушение правил охраны окружающей среду при размещении и вводе в эксплуатацию объекта является уголовным деянием, если имеются тяжкие последствия. В данном случае можно было бы ставить вопрос о привлечении соответствующих структур к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объекта, с наложением административного штрафа. Но в результатe природоохранные органы и региональные власти упустили сроки привлечения к административной ответственности, несмотря на свою обязанность своевременно отслеживать соответствующие правонарушения и требовать возмещения ущерба.

Редакция журнала отправляет запрос в Росатом с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.