News

Росатом будет развивать атомную отрасль, а не решать накопленные проблемы

map
Bellona

Опубликовано: 17/06/2009

Автор: Анна Киреева

Росатом найдет деньги на строительство новых атомных станций, а вот на решение проблем с выводом ядерных объектов из эксплуатации денег нет - такие выводы можно сделать после Международной научно-практической конференции «Вывод из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов. Концептуальные аспекты и практический опыт» (Вывод-2009).

«К сожалению, на первое место среди приоритетов в своей работе госкорпорация «Росатом» ставит развитие отрасли, в том числе и на мировом рынке, а не решение накопленных проблем с объектами использования атомной энергии», — считает координатор проектов по ядерной и радиационной безопасности «Беллоны-Мурманск» Андрей Пономаренко, участвовавший в конференции.

По мнению эксперта, госкорпорации необходимо сконцентрироваться на выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. «Это настоящая головная боль, поскольку данный процесс завязан на нехватку финансирования, отсутствие  практического опыта вывода таких объектов из эксплуатации до состояния «зеленой лужайки» в РФ, а также значительными социальными проблемами», — считает Пономаренко.

Развития ядерно-оружейного комплекса

В июне 2009, на закрытом заседании в Госдуме, глава Росатома Сергей Кириенко представил  программу развития ядерно-оружейного комплекса. В рамках развития фундаментальной науки завершена разработка Федеральной Целевой Программы «Энерготехнология нового поколения», финансирование которой (в том числе из внебюджетных источников), составляет 110 миллиардов рублей.

Речь идет о реакторах на быстрых нейтронах, быстрых натриевых реакторах, свинцово-висмутовых реакторах. Данные типы реакторов разрабатываются на основе несовершенных и далеко не безопасных «собратьев», но тем не менее, на решение таких «насущных» проблем Кириенко планирует использовать даже заемные средства.

«Возникает вопрос, каким образом «Росатом» планирует исключить накопление проблем в сфере ядерной и радиационной безопасности между 2010 и 2015 годами, — говорит Пономаренко. Если развивать дальше опасные технологии, продлевать сроки эксплуатации энергоблоков, строить новые и откладывать решение вопросов ядерного наследия в «долгий» ящик из-за нехватки финансирования,  то накопление проблем будет идти лавинообразно», — считает он.

Источники финансирования

Как показывает мировая практика, вывод из эксплуатации атомных станций требует больших материальных затрат.

В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» предусмотрены работы по выводу из эксплуатации большого количества объектов. Она предусматривает проведение работ по подготовке к выводу из эксплуатации 188 объектов, 42 ядерно- и радиационно опасных объекта должны быть ликвидированы. На это выделено более 30 миллиардов рублей.

«Это смехотворная сумма, которая не покроет реальные затраты и реальные объемы по выводу объектов из эксплуатации, — считает эксперт «Беллоны-Мурманск», —  получается, что без зарубежной помощи в этой сфере мы обойтись не сможем.

Необходимо разработать современную методику (возможно, с учетом зарубежного опыта), которая бы позволила рассчитать реальные затраты на подготовку к выводу из эксплуатации блоков атомных станций. Сейчас размер отчислений в резервный фонд на покрытие расходов по выводу из эксплуатации блоков АЭС составляет 1,3% от тарифа на электроэнергию, вырабатываемую атомными станциями. Если в самое ближайшее время его не увеличить до 2,3% как минимум, то накопить средства массовый вывод объектов из эксплуатации, планируемый в 2016 году, будет нереально.

В настоящее время средства этого резерва покрывают затраты на подготовку и вывод уже остановленных энергоблоков Белоярской и Нововоронежской АЭС, частично – на подготовку к выводу четырех блоков Билибинской, 1 и 2 блоков Курской и Ленинградской АЭС.

«В принципе, можно утверждать, что как таковой фонд отсутствует, поскольку накопительная часть резерва вообще не формируется», — считает Пономаренко.

Расчеты финансирования на вывод объектов использования атомной энергии в России на 20% меньше аналогичных зарубежных, что говорит об отсутствии практического опыта в этом направлении в России по ВЭ ОИАЭ.  Расчеты должны включать все возможные затраты, которые трудно учесть, производя только теоретические вычисления.

Федеральный закон «О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии»

В настоящее время концепция и техническое задание на разработку проекта этого федерального закона находится на этапе подготовки и согласования. В существующем варианте будущего законопроекта предусмотрено положение о том, что государство признает свою конечную ответственность за «отложенные решения» по выводу объектов из эксплуатации. Россия должна будет нести ответственность за финансирование проблем, решение по которым «отложено».

«У нас вызывает недоумение поправка-лазейка в разъяснении термина «Объекты использования атомной энергии с «отложенным» решением, — рассказывает Пономаренко.   Объекты использования атомной энергии с «отложенным решением» – это все объекты, созданные до определённой даты, кроме случаев, когда их использование ведётся организациями вне государственного заказа.

Дата подлежит определению с учётом сроков разработки закона и нормативных актов, определяющих порядок финансирования вывода из эксплуатации таких объектов. Такая поправка-лазейка позволяет думать о том, что далеко не все объекты использования атомной энергии будут включены в список с «отложенным» решением, то есть будут реализовываться в первую очередь «легкие» проекты с наименьшими затратами.

«Такая трактовка, возможно, позволит уложиться в сумму 30 миллиардов рублей, предусмотренную на проведение работ в рамках Федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности, но, безусловно, не будет означать, что государство берет на себя ответственность за отложенные решения», — считает эксперт Беллоны.