News

Строительство приоритетных для России нефтегазовых проектов ведется с грубейшими нарушениями законодательства

auto11rus.ru

Опубликовано: 22/05/2009

Автор: Анна Киреева

Строительство магистрального газопровода Бованенково-Ухта на территории Республики Коми, считающегося, по словам председателя правления Газпрома Алексея Миллера «уникальной газотранспортной системой нового поколения», сопровождается грубейшими нарушениями законодательства и человеческими жертвами. В конфликт со строителями вступили государственные природоохранные органы, экологические организации, региональные депутаты и даже работники предприятия.

Магистральный газопровод Бованенково-Ухта, по оценке специалистов, станет одним из основных элементов проекта по промышленному освоению месторождений полуострова Ямал и главной газотранспортной артерией для поставок газа с Бованенковского месторождения в Европу, ежегодный объем добычи на котором составит 115 миллиардов кубических метров, а в долгосрочной перспективе — 140 миллиардов. До 2015 года планируется построить две нитки газопровода Бованенково-Ухта мощностью по 55-60 миллиардов кубометров каждая. Запуск первой нитки, строительство которой уже начато, намечено на третий квартал 2011 года.

Строительство второй ветки должно начаться в 2010 году и завершиться к 2015 году. Для поставки газа с Бованенково необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2,5 тысячи километров, включая газотранспортный коридор от месторождения до Ухты — около 1,1 тысячи км.

Временщики и строительный мусор

Для строительства трубопровода в регионе появились вахтовые городки, куда, съезжались рабочие из различных регионов страны. Они не утруждают себя соблюдением требований, прописанных в проектной документации. Так, мусор и отходы строители закапывают, тяжелая техника ездит там, где не положено, а ведомственный мониторинг за состоянием окружающей среды либо не проводится, либо в лучшем случае выполняется наполовину.

«Эти люди чувствуют себя временщиками в нашем регионе, их экологическая культура на очень низком уровне», — рассказала председатель экологической организации «Комитет спасения Печоры» Валентина Семяшкина в интервью «Беллоне.ру». Бытовой мусор выкидывается прямо возле вахтового городка, стоки от столовой, прачечной, душевых и вагончиков вывозят и сливают в болото-исток ручья Малая Пера, в действующий песчаный карьер «Южная Нерца». Строительный мусор просто закапывают под снег или в болото, хотя по проекту эти промышленные отходы полагается сдавать специализированным организациям.

Один из депутатов сельского поселения «Малая Пера» обратился в прокуратуру с жалобой на «Центргазтрубопроводстрой», занимающегося строительными работами. Не смотря на то, что строители без согласия поселковой власти заняли землю в черте населенного пункта, а самое главное — бюджет поселения не получил арендную плату за землю, прокуратура решила, что пока государственная собственность на земли поселений не разграничена, землями поселений распоряжается администрация района, всё по закону.

По словам координатора энергетических проектов «Беллоны-Мурманск» Нины Лесихиной, столь безответственная экологическая и социальная политика характерна для российских нефтегазовых компаний. «Это связано либо с низким уровнем общей культуры поведения у менеджеров компании, либо с отсутствием действенной системы государственного контроля и наказания за экологические правонарушения», — отметила она.

Тем не менее, результат, в виде полного разрушения природной среды на месте реализации проекта и гибели людей из-за нарушения правил промышленной безопасности, остается прежним. В целом тенденции экономического развития современной России характеризуются абсолютной «антиэкологичностью», а теперь и «античеловечностью», — считает эксперт Беллоны.

Бунт на корабле

Объема нарушений не выдержал инженер СМУ-10 ЗАО «Центргазтрубопроводстрой» по промышленной безопасности и охране окружающей среды Сергей Смарыгин. Многочисленные докладные, в которых он напоминал своему руководству, что затраты на экологию включаются в себестоимость работ, не помогли, и инженер обратился в прокуратуру с обвинениями в адрес руководителей в блокировании работы экологической службы предприятия, а также в заключение фиктивных договоров со специализированными организациями на вывоз и размещение отходов.

По его словам, вместо строительства очистных сооружений стоимостью 2,5 миллионов рублей для нужд вахтового поселка предприятию оказалось «выгоднее» сливать отходы. По подсчетам инженера, каждый квартал сливается 570 тонн отходов, а для отвода глаз существует договор на их вывоз.

Согласно этому договору, муниципальное предприятие «Спецавтодор» должно вывозить жидкие бытовые отходы в Сосногорск по сезонному зимнику «Ираель-Сосногорск» по дороге, которой не существует.

«Даже если бы дорога до Сосногорска была, то за вывозку жидких и твердых отходов пришлось бы заплатить не 400 тысяч рублей, а в 40 раз больше», — утверждает Смарыгин.

В жалобе Смарыгина в прокуратуру, в частности, говорится, что предприятие, не имея проекта образования отходов, занижает перед Ростехнадзором объем отходов и соответственно — платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Договора на водопользование у предприятия нет. Воду для нужд вахтового поселка берут из случайных источников, за нее никто не платит и ее качество никто не проверяет.

Поселковые депутаты и «Комитет спасения Печоры» обратились в сосногорское подразделение Роспотребнадзора, что привело к небольшими штрафам, не оказавшими на предприятие никакого влияния. Руководство этого отделения Ростпотребнадзора отказалось от комментариев «Беллоне.ру».

«Когда строится такой крупный объект, компании не обращают внимания на всякие экологические мелочи. Им проще заплатить многочисленные, но незначительные штрафы, чем соблюсти положенные по законодательству требования»,- считает Валентина Семяшкина.

Проблемы промышленной безопасности

Строительство «уникальной газотранспортной системы нового поколения» ведется средневековыми методами: отсутствует аттестации рабочих мест, существуют проблемы со спецодеждой, сварщикам приходится пользоваться некачественными очками и т.д.

Строительные компании используют 25-летние краны-трубоукладчики «Komatsu-D355C», которые даже не прошли экспертизу промышленной безопасности и не имеют разрешения Ростехнадзора на эксплуатацию. На некоторых кранах отсутствуют приборы безопасности (при движении трубоукладчика они должны подавать звуковой сигнал).

В октябре 2008 года, когда один из таких кранов находился в эксплуатации, погиб рабочий. По официальной версии, не учитывающей отсутствие прибора безопасности, виноватым оказался рабочий.

Из-за строительства приоритетного для России объекта поселок Малая Пера периодически остается без электричества. Дело в том, что через территорию вахтового городка проходит высоковольтная линия электропередач, которая мешает при выезде из промышленной зоны кранам-трубоукладчикам. Переносить высоковольтную линию, видимо, дорого, поэтому стрелы крана продолжают периодически ее замыкать.

В ноябре 2008 года разгрузка труб для строительства трубопровода из вагонов велась автомобильным краном недостаточной грузоподъёмности. Кран не выдержал и упал вместе с трубой. Стропальщики успели отскочить, и на этот раз все обошлось без жертв. И снова авария прошла мимо Ростехнадзора.

«Руководство ради ежеминутного успеха готово жертвовать людьми, а аварии остаются незамеченными Ростехнадзором», — говорит Смарыгин.

В Мурманской области в рамках проекта освоения Штокмановского месторождения планируется строительство завода по сжижению природного газа в п.Териберка. «Остается лишь надеется, что этот поселок с населением в 1418 человек и уникальной природой не превратится в сточную яму отходов «Газпрома», — опасается Лесихина.