Газопроводом – по Раковым озёрам

ingressimage_Rakovye-ozera-Lebed-klikun-Vl-Shishenkov.jpg Photo: Владимир Шишенков

Общественные слушания, посвященные обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства Северо-Европейского газопровода состоялись в четверг, 14 мая, в здании администрации города Выборга. Предметом обсуждения был небольшой в масштабах проекта участок длиной в 1,3 км, шириной в 30-40 метров, проходящий, однако, по особо охраняемой природной территории «Государственный природный комплексный заказник «Раковые озёра». 

Несмотря на то, что речь шла о нарушении режима заповедной территории, слушателей собралось, прямо скажем, немного – человек пятнадцать. И то это были в основном представители прессы и местной администрации. Низкую явку, конечно, можно объяснить недостатком информации – объявление в муниципальной газете о слушаниях было опубликовано больше месяца назад, в начале апреля. Вот народ и запамятовал. С другой стороны, не исключено, что интерес населения был действительно невелик: вот если б речь шла о вырубке под газопровод городского сквера…

bodytextimage_karta-shema-prohozhdeniya-g.jpg

Среди птиц, встречающихся на территории заказника, 54 вида значатся в Красной книге Ленобласти, 6 – в Красной книге РФ. Четыре вида млекопитающих вошли в Красную книгу Ленобласти. Все чаще на территории заказника встречаются следы редкого в наших краях бурого медведя. Здесь водятся ежи, кроты, бобры, волки и лисы, куницы, горностаи и ласки, барсуки и выдры… Поэтому работа техники, шумовые воздействия, вибрация, присутствие людей способны потревожить и даже уменьшить численность обитателей заказника. 

При этом в докладе прозвучала поражающая воображение цифра размера ущерба видам, занесенным в красную книгу. Ущерб оценивается в… 10 тысяч рублей. Охотничьим видам животных – в 160 тысяч рублей. В ответ на вопросы Мария Лукина ответила, что расчет ущерба ведется по количеству уничтожаемых видов. На территории трассы произрастает краснокнижное растение «плауночек затопляемый». Именно ему грозит исчезновение, что и было принято во внимание. А ущерб животным рассчитывается косвенно, с учетом «предполагаемого дискомфорта». 

С трудом укладывается в сознании, что ущерб, нанесенный природе, оценивается в столь незначительной суммой . Рассуждая таким вот образом, можно истребить практически безнаказанно немало видов растений и животных. Кто-то со стороны заказчика заметил, что, мол, ничего страшного – одни виды исчезают, другие появляются… Правда, каким образом и откуда – так и не пояснил. Вероятно, представителю могущественной корпорации неведомо, что новый вид, впрочем, как и существующий, нельзя купить ни за какие деньги. Это монополия матушки природы и эволюции длиною в миллионы лет. 

Главный специалист ГУ «Леноблэкоконтроль» Ирина Моисеенко поинтересовалась, как будет организован сбор сточных вод, – в докладе не прозвучало удовлетворительного ответа. То есть, как будут очищаться воды, образующиеся при укладке трубопровода, мытье техники и т.д., – никто так и не ответил. 

Замдиректора, начальник отдела «Северный» ЛОГУ «Управление по природным комплексам и объектам» Владимир Диевский обратил внимание на опасность косвенного воздействия на систему Раковых озер. Протока, идущая из озера Глубокое в Охотничье, – единственный источник воды. Её замутнение или перекрытие попросту недопустимы.

Все замечания, высказанные присутствующими, были взяты на заметку заказчиком. Дело общественности – проконтролировать их выполнение.