Президиум правительства РФ рассмотрел Климатическую доктрину РФ

ingressimage_Climate-Change-1..jpg

Она является базовым документом, обозначающим проблемы климатических изменений и их влияния на экономику и территориальное планирование, и содержит комплекс мер по адаптации к климатическим изменениям.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР), разработав соответствующую систему мер, возможно снизить ущерб от опасных природных явлений, уменьшить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, повысить устойчивость отдельных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, транспорт и энергетика.

«Очень хорошо, что у России наконец появится документ, отвечающий на вопросы о том, как изменяется климат, каковы тенденции и какие меры должны быть приняты к адаптации к климатическим изменениям. Замечательно, что климатические изменения планируется учитывать при планировании деятельности», – комментирует доктрину российское отделение «Гринпис».

Последствия изменения климата для России

Из-за размеров своей территории и расположения (значительная часть РФ, находящаяся в полярном регионе, относится к областям максимального как наблюдаемого так и прогнозируемого изменения климата), разнообразию возможных последствий для хозяйственной деятельности, здоровья населения, флоры и фауны, РФ является одним из ключевых субъектов международных отношений по проблемам изменений глобального климата.

Если в России в начале 1990-х годов ежегодно отмечалось 150–200 опасных природных явлений, наносящих ущерб экономике, то в последние несколько лет их число увеличилось до 350–400. Климатические изменения будут проявляться в виде увеличения частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений – наводнений, зимних оттепелей, землетрясений.

Полгода назад эксперты МЧС уже сделали неутешительный прогноз относительно будущего северных территорий России вплоть до 2030 года. Они опасаются, что в результате климатических изменений эту часть страны просто смоет водой.

Затопленными могут оказаться и подземные хранилища, в том числе естественные резервуары с нефтью, повышается риск выделения из почвы метана, запасы которого на территории России оцениваются в 70 млрд тонн, что составляет две трети от всех мировых.

«Прежде всего, значительные риски связаны с повышением уровня мирового океана. За последние 100 лет его уровень возрос примерно на 10 см, в случае продолжения этой тенденции уже к 2050 году океан может подняться еще на 10-20 см», — отметил министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, когда представлял доктрину. При повышении уровня океана еще на 10 см к 2050 – 2070 гг. может быть затоплена значительная часть территории Санкт-Петербурга, Ямал, при росте на 20 см – под угрозу затопления попадают части Архангельской и Мурманской областей, ряд других территорий страны.

Основные задачи политики Российской Федерации в области климата

В доктрине, представленной Юрием Трутневым правительству страны, сформулированы задачи политики России в области климата.

Речь идет об укреплении и развитии информационной и научной составляющих, обеспечивающих полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих его изменениях и их последствиях.

В доктрине говорится о необходимости реализации оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат и адаптации к его изменениям, участии в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

В документе отмечается, что при построении политики в области климата следует учитывать, в том числе отдаленные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные социальные группы и население, в частности, высока вероятность влияния климатических изменений на миграционные процессы, вызванные перераспределением природных, прежде всего, продовольственных и водных ресурсов.

Для ее реализации потребуется структурная перестройка экономики страны, внедрение механизмов стимулирования рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, создания финансово-экономических условий для эффективного функционирования природно-ресурсного комплекса и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.

Необходимо также проведение фундаментальных и прикладных исследований, связанных с изменениями климата, для обеспечения принятия необходимых решений, органами государственного управления и субъектами экономики, создание государственного регулирования в области антропогенных воздействий на глобальную климатическую систему.

Трутнев считает необходимым реализацию долгосрочных мероприятий для реализации доктрины. Речь идет о разработке систем наблюдения за климатом, разработке и реализации государственной программы технического оснащения национальных центров климатических исследований, об организации исследований, кадровом и материально – техническом переоснащении производств.

Необходимо снизить карбоноемкость производства и уделить внимание повышению энергоэффективности производства и потребления энергии на период до 2030 года и на перспективу до 2050 года в различных секторах экономики. Доктрина также предусматривает гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы климата, с соответствующими нормами международного права.

Мнение общественных экологов неоднозначно

Российское отделение организации «Гринпис» считает, что одного документа на бумаге – мало. «Необходимо создать орган, отвечающий за выполнение поставленных целей и задач, необходимо установить четкие сроки и конкретные численные обязательства. Об этом, к сожалению, в выступлении министра не сказано», – сообщает сайт организации. – Кроме того, если документ является публичным, что необходимо и его публичное обсуждение. Хорошо, что «Климатическая доктрина» появится в России, плохо, что ее разработка проводится, если и не под грифом «секретно», то при полном отсутствие информирования общественности, в частности экологических организаций. При этом в личных беседах авторы документа признают, что он носит закрытый характер и будет представлен «по факту».

"Было бы уместно, чтобы МПРиЭ все же провело консультации с НКО перед окончательным утверждением Доктрины", — считает эксперт экологической группы "Экозащита!" Андрей Ожаровский.

Руководитель энергетических проектов «Беллоны-Мурманск» Нина Лесихина, говоря о доктрине, выразила сожаление, что основной акцент Климатической доктрины РФ сделан на реализации адаптационных мер к последствиям изменения климата, а не на искоренении причины столь глобального кризиса. В то время как весь мир разрабатывает и внедряет меры по сокращению выбросов углекислого газа, способствующего парниковому эффекту, посредствам увеличения доли возобновляемых источников энергии, энергосбережения и использования технологии изоляции углекислого газа, Россия эгоистично занимается лишь адаптацией к климатическим изменениям.

«ЕС выделяет огромные суммы на финансирование проектов по снижению выбросов углекислого газа, вводит жесткие директивы для своих стран, в то время, как Россия даже не может принять на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов СО2. Стабилизация климата требует сокращения глобальных эмиссий CO2 на 50-85% к 2050, а это возможно сделать  только общими усилиями всех стран», – отметила Лесихина.

Анна Киреева

anna@bellona.ru