News

Доклад о глобальной безопасности призвал Белый дом пересмотреть сферу полномочий программы CTR

wikimedia commons

Опубликовано: 07/04/2009

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Maria Kaminskaya

Белый дом должен взять на себя руководящую роль в расширении рамок полномочий программы «Совместное сокращение угрозы» (CTR), говорится в новом докладе о международной безопасности. Деятельность CTR должна включать в себя не только меры по расчистке ядерного наследия «холодной войны» на территории бывшего СССР, но и сконцентрированные усилия по борьбе с терроризмом и решению других проблем международной безопасности.

Новый доклад, который должен вскоре выйти в свет под названием «Общее дело международной безопасности: Новая модель Совместного сокращения угрозы» («Global Security Engagement: A New Model For Cooperative Threat Reduction», на английском языке), был составлен по поручению Конгресса США Комитетом по международной безопасности и контролю над вооружениями (Committee on International Security and Arms Control), работающим под эгидой Национальной академии наук США.

В рамках программы CTR, запущенной в 1991 году американскими сенаторами Сэмом Нанном и Ричардом Лугаром, ныне председателем сенатского Комитета иностранных дел, и также известной как «программа Нанна-Лугара», Америка начала выделять России миллионы долларов на уничтожение российского оружейного плутония и урана и демонтаж тысяч единиц сохранившегося с советского периода ядерного оружия. В последние несколько лет программа активно ищет расширения сферы своей деятельности, и авторы недавнего доклада поддерживают это устремление.

Доклад выходит как раз в тот период, когда Соединенные Штаты, под руководством нового президента, вновь возвращаются к проблеме обуздания ядерной угрозы – администрация Барака Обамы настаивает на дальнейших сокращениях и американского, и российского ядерных арсеналов. В середине марта этот вопрос был вновь поставлен на повестку дня госсекретарем США Хиллари Клинтон в ходе переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Авторы доклада называют новую концепцию программы демонтажа оружейных запасов времен «холодной войны» программой «CTR. Версия 2.0» и предлагают президенту Обаме задействовать в инициативе по ее развитию также и те департаменты администрации, которые, как правило, не работают с вопросами безопасности. По замыслу Комитета по международной безопасности, помимо Министерства обороны, Министерства энергетики и Департамента государственных дел, свой вклад в продвижение ядерной безопасности должны также внести Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социального обеспечения и Агентство по охране окружающей среды. Для объединения усилий столь различных ведомств авторы рекомендуют президенту Обаме внести соответствующие законодательные инициативы и привлечь к общей работе представителей академических кругов и промышленности, а также общественные организации.

«Исполнительная власть и конгресс должны понимать, что межличностные взаимоотношения и профессиональные связи, которые были сформированы в рамках [правительственной] программы CTR имеют прямое отношение к нашей национальной безопасности, и нам необходимая новая система ориентиров для того, чтобы в полной мере воспользоваться этими преимуществами», – говорится в докладе.

Авторы также предлагают дать программе CTR возможность расширить уже имеющиеся международные связи в рамках «Глобального партнерства «Большой восьмерки» против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (G8 Global Partnership Against The Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction) – так называется инициатива, принятая в июне 2002 в канадском городе Кананаскис в ходе саммита лидеров индустриально развитых стран. На этой исторической встрече члены «большой восьмерки» обязались в течение следующих 10 лет выделить России 20 миллиардов долларов на цели нераспространения и обеспечения ядерной безопасности.

«Нам нужно новое, смелое видение», – сказал Рональд Лиман, директор Центра исследований глобальной безопасности Национальной лаборатории Лоренса Ливермора (Center for Global Security Research, Lawrence Livermore National Laboratory). Лиман является сопредседателем Комитета по международной безопасности, написавшего новый доклад. 

«Департамент обороны и федеральное правительство в целом должны пересмотреть все достижения CTR на сегодняшний день и перенаправить усилия по продвижению сотрудничества в глобальной безопасности на новые цели, цели XXI-го века», – добавил Лиман.

Пресс-служба Белого дома сообщила, что ей известно о выходе нового доклада. Один из сотрудников по связям с общественностью госдепартамента сказал, что принципы доклада «соответствуют духу тех усилий, которые администрация Обамы предпринимает в сфере [ядерного] нераспространения и борьбы с терроризмом».

Несмотря на более чем скромный бюджет – менее $7 миллиардов за все время работы программы CTR, – проект Нанна-Лугара позволил за 18 лет своего существования демонтировать тысячи ядерных боеголовок, создать безопасные условия хранения ядерных материалов, перевести множество предприятий, ранее занятых в военном ядерном цикле, на гражданские рельсы и найти мирное применение знаниям ученых и инженеров, специализировавшихся на производстве оружия.

CTR подала пример многим государствам и помимо США, которые стали вносить свой вклад в общие усилия по разоружению советского ядерного арсенала, взяв за образец разработки программы Нанна-Лугара.

Но как говорит недавний доклад, инициативы, предпринимаемые в рамках CTR, «необходимо сделать более гибкими, легко адаптируемыми, уделяя особое внимание выстраиванию партнерских отношений с другими государствами, для чего необходимо привлечь участие международных и неправительственных организаций, включая и личные связи».

По мнению авторов доклада, «растущая сеть партнеров», сообща работающих над целью укрепления глобальной безопасности, может послужить чем-то вроде растяжки для мины-ловушки, которая, в случае действий недоброжелателей, «вовремя предупредит США о грозящей опасности».

«Многие из тех инструментов, которые уже сейчас успешно используются, останутся в арсенале, так что речь идет, по сути, об усовершенствованиях», – сказал Лиман, сопредседатель Комитета по международной безопасности, на презентации доклада в середине марта, как передала Служба новостей глобальной безопасности (Global Security Newswire), освещающая события в области оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом и смежных сфер. Служба новостей глобальной безопасности является одним из проектов фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, NTI), влиятельной неправительственной организации, совместно возглавляемой бывшим сенатором Нанном и Тедом Тернером.

«Во многих случаях то, что мы предлагаем сделать в будущем, будет как-то похоже на то,  что уже было сделано», – добавил Лиман.

Доклад также призывает дать больше пространства для маневров запускаемым проектам и упорядочить систему организации и управления проектами таким образом, чтобы предусматриваемые задачи выполнялись в более приемлемые сроки. Как указывается в докладе, необходимо также поощрять налаживание контактов в странах Африки, Ближнего Востока и Азии, которые, в качестве партнеров в проектах CTR, могли бы способствовать в борьбе с контрабандой ядерных и радиоактивных материалов и укрепить безопасность в портах.

После того как администрация президента Джорджа Буша сократила бюджет CTR почти на $47 миллионов, усилиям по повышению ядерной и радиоактивной безопасности существенно помогли инвестиции из частного сектора – а именно, финансовая поддержка американского магната Уоррена Баффета. Через фонд NTI Баффет направил значительные средства на несколько проектов, которые при иных обстоятельствах оказались бы как раз в пределах поля деятельности CTR – например, вывоз высокообогащенного урана с целого ряда исследовательских реакторов в Восточной Европе, куда этот материал раньше поставлялся из Советского Союза.

Впрочем, критики программы и в Вашингтоне, и в Москве не раз отмечали, что бюрократические препоны мешают развитию проектов CTR, а иногда и вовсе препятствуют их выполнению.

Один из ярких примеров – срыв проекта, выполнявшегося программой Нанна-Лугара на химическом комбинате «Маяк» в Озерске, где строилось хранилище ядерных материалов. В нем предполагалось размещать плутоний и оружейный уран из российских боеголовок. Этот проект, один из важнейших в деятельности программы, был в одностороннем порядке закрыт бывшим руководителем ядерного ведомства России – на ту пору, Министерства атомной энергии, – Александром Румянцевым, сказавшим, что никакого оружейного урана Россия на этом объекте хранить не собирается.

Проект ядерного хранилища на «Маяке» вырос в длительное препирательство между американскими заказчиками объекта, которые постоянно наталкивались на стену секретности, выстраиваемую российскими субподрядчиками, и Кремлем с его параноидальной подозрительностью, не позволявшей давать американской стороне четкую и своевременную информацию по проекту.

Еще более нелицеприятное фиаско случилось в январе 2008 года, когда американское Управление государственной ответственности, – структура при Конгрессе США, которая осуществляет надзор за исполнением правительственных программ (до 2004 года она называлась Главным бюджетно-контрольным управлением), – обнаружило, что средства Департамента энергетики, направлявшиеся на переподготовку специалистов по атомным вооружениям с целью получения «мирной» специальности, на самом деле использовались для финансирования российских институтов, где продолжались разработки в области ядерного оружия.

И все же, как не раз утверждал сенатор Лугар, – один из соавторов законодательного акта Нанна-Лугара, который послужил отправной точкой для запуска программы CTR, – успехи программы в разы перевешивают ее недостатки, и «Беллона» согласна с этим мнением.

После представления нового доклада публике офис Лугара выпустил заявление с выражением поддержки выводам Комитета по международной безопасности и контролю над вооружениями. В заявлении Лугар отметил, что меры, предлагаемые в докладе по расширению деятельности CTR, созвучны его собственным предложениям.

Доклад содержит «критически важные рекомендации, которые должны стать ориентиром для усилий администрации Обамы в задаче глобального развертывания программы Нанна-Лугара», говорится в заявлении.

Лугар на протяжении нескольких последних лет настаивал на том, чтобы раздвинуть рамки полномочий программы CTR, включив в нее и другие страны. В качестве главного аргумента Лугар напоминает, что мир, переживший теракты 11 сентября, уже нельзя поделить на два противоборствующих ядерных лагеря.

Доклад Комитета по международной безопасности и контролю над вооружениями написан сотрудниками Отдела по политике и международным делам и выходит при финансовой поддержке Департамента обороны. Комитет с 1980 года является постоянной структурой при Национальной академии наук США, которая также включает в себя Национальную инженерную академию и Институт медицины. Это – частные, некоммерческие институты, объединяющие выдающихся ученых страны и предоставляющие, по мандату Конгресса США, консультационную базу для формулирования государственной политики в области науки, технологий и здравоохранения.

Улучшение государственной политики и информированности общественности в этих сферах является основной задачей Национального исследовательского совета, также входящего в Национальную академию наук и принявшего участие в составлении доклада. Авторы доклада, в частности, рекомендовали, чтобы один из высокопоставленных членов совета возглавил будущую инициативу по активизации работы в сфере укрепления глобальной безопасности.