News

В Мурманске планируется построить базу компании «ГАЗФЛОТ»

Опубликовано: 03/04/2009

Автор: Алексей Павлов

Эта база будет обеспечивать работу газовиков и нефтяников на арктическом шельфе России. Недавно в Мурманске состоялись общественные слушания. Общественные организации интересовала экологическая сторона эксплуатации базы.

База «Газфлота» будет обеспечивать строительство нефтегазовых скважин на континентальном шельфе арктических морей России. Работы будет много – давно разведаны и подготовлены к эксплуатации нефтяные месторождения «Долгинское» и «Приразломное». А ещё на горизонте маячит Штокман, с его необъятными запасами газа. Так что ГАЗПРОМУ нужна в Мурманске база, которая обеспечит его флоту хранение и перевалку грузов, бункеровку технической и пресной воды, предоставит другие услуги по снабжению грузами и имуществом буровых установок. А так же будет принимать отходы бурения, и проводить ремонтные работы. Проект базы подготовил питерский институт «ЛЕНМОРНИИПРОЕТК».

– Основное внимание мы уделили инженерным сетям. Предусмотрено оборотное водоснабжение, локальные очистные сооружения, в частности очистка бытовых и промышленных стоков, – сообщил главный инженер проекта Михаил Мухин. Буровые отходы будут тоже очищаться на базе. Есть современные технологии, которые их переводят в безопасную продукцию. Они могут применяться в строительстве дорог, для пересыпки свалок слоями.

На севере России такая крупная снабженческая база появиться впервые. Общие капиталовложения в проект составят порядка 3х миллиардов рублей. Расположится база «Газфлота» на территории мурманской судоверфи, которая находиться рядом с центром города, на берегу незамерзающего Кольского залива.  «Газфлот» получил от практически развалившейся судоверфи треть её территории. Имеющиеся там здания планируется реконструировать и использовать как склады или мастерские.    

Реконструкция Мурманской базы «Газфлота» очень заинтересовала общественность города. На слушания пришли представители морских научно-исследовательских  институтов, большинства экологических организаций, органов власти региона. Многие из них уже ознакомились с «Оценкой воздействия на окружающую среду» (ОВОС) этого проекта. Но вопросов всё же было не мало. И нужно признать, что на все были даны конкретные ответы. Например, всех интересовало – не возникнет ли в Мурманске новый источник плохого запаха, шума и пыли. Так как городу хватает этого с избытком – в его центральной части работают рыбный и торговый порты, ежегодно разгружая и загружая тысячи океанских судов. Отдельным источником едкого запаха является рыбомукомольный завод.

– Шумы нами просчитаны, – ответил Михаил Мухин. – Они не представляют опасности. На базе не будет мощной техники и операций как в порту. У нас обслуживающий транспорт – небольшие погрузчики и машины малой грузоподъёмности. Электрокары, от которых выхлопов не много, и всё остальное мы старались делать безопасным.   

Однако, например, по мнению представителей Всемирного фонда дикой природы, этого мало. В ОВОС не просчитаны два важных пункта. Шумовая нагрузка на морские организмы и способы утилизации нефтесодержащей воды с кораблей.

– В нашей области не утилизируются такие отходы. Они просто хранятся в бочках. И никто не знает, что с ними делать. А новая база может увеличить их количество, – переживает координатор полевых проектов мурманского офиса Всемирного фонда дикой природы Вадим Краснопольский.

– Компания «Газфлот» начинает работать в регионе и в рамках своей экологической политики могла бы предусмотреть комплексное решение проблемы утилизации нефтесодержащих отходов, образующихся не только на ее базе, но и в целом по Мурманской области.

Экологическая организация «Беллона-Мурманск» представила в «Газфлот» рекомендации для комплексной проработки Оценки воздействия на окружающую среду.

– Необходимо детально проработать возможности и механизмы минимизации экологических рисков, как при строительстве, так и в период эксплуатации  базы, – уверена координатор энергетических проектов «Беллоны–Мурманск» Нина Лесихина. – К сожалению, разработчиками не рассматриваются альтернативные варианты, в том числе и отказ от проекта, не представлена оценка воздействия при аварийных ситуациях, отсутствует информация о сроках реализации проекта и способах вывода его из эксплуатации, не оценены остаточные воздействия  проекта. Документ требует существенной доработки, которая надеемся будет осуществлена с учетом наших рекомендаций.

В итоге, все предложения общественников были записаны в протокол. Они согласились одобрить намерения «Газфлота» и принять за основу «Оценку воздействия на окружающую среду». В неё рекомендовано внести замечания, прозвучавшие на слушаниях.

После этих слушаний проект мурманской базы «Газфлота» будет отправлен на две государственные экспертизы – экологическую и техническую. И только тогда будет понятен его окончательный вариант.