News

Александр Никитин: «Нашей целью была ликвидация на Севере России ядерной свалки»

Опубликовано: 13/03/2009

15 лет назад, в марте 1994 года, вышла публикация, которая, по сути дела, спасла Арктику от ядерной катастрофы. Доклад мало известной в то время общественной организации «Беллона» опубликовал секреты, долгие десятилетия скрываемые советскими, а затем российскими военными.

Предмет тайны — почти полторы сотни отслуживших атомных подводных лодок (АПЛ), оставленных «на потом» у причалов военно-морских баз Северного флота. И еще – отработавшее ядерное топливо. Дело в том, что брошенные АПЛ стремительно ржавели и страшная начинка неразгруженных реакторов могла оказаться в водах Баренцева и Белого морей в самый неожиданный момент. Денег на утилизацию старых лодок у правопреемницы СССР — демократической России — не было…

Александр Никитин – капитан первого ранга в отставке, пришел в «Беллону» в 1994 году. Специалист по ядерной и радиационной безопасности, он принял самое активное участие в подготовке второго доклада «Северный флот». После его публикации мировая общественность была шокирована — все уже знали, что у российских военных плохо, но чтобы настолько… Вот почему именно Александру Никитину довелось испытать на себе всю тяжесть катка карательной госмашины. 

Но, не смотря на разные весовые категории, победа осталась за ним. Сегодня своими воспоминаниями об удивительном «поединке» Александр Константинович делится с писательницей Ниной Катерли. 

— Как начиналась ваша работа в «Беллоне»? 

bodytextimage_alex2.jpg

— «Беллона» написала еще ряд докладов по атомным темам. И сегодня продолжает работать в этом направлении. Наша цель — полностью очистить Север России от ядерной и радиационной угрозы. И когда мы сделаем это, свою миссию будем считать выполненной. Осталось еще немного: Андреева губа с 34 тонами высокообогащенного отработавшего ядерного топлива.  

Когда этот проект закончим (по некоторым оценкам, на это потребуется от 10 до 15 лет), я завершу свою работу в «Беллоне» и найду себе другое, более спокойное дело. А пока придется поработать, используя полученные опыт и знания. Чтобы уберечь других людей от новых «замечательных» инициатив нынешней власти, типа закона о гостайне… 

— Как вы думаете, удалось ли бы выиграть процесс, если бы это происходило сегодня? 

— Думаю, нет. Потому что невозможно выиграть процессы Ходорковского, Сутягина, Данилова и сотни других. Если в стране нет правосудия, то суды бесполезны. Во время моего процесса была благоприятная политическая ситуация, администрация президента практически не вмешивалась в судебную власть. Суды в то время были более независимыми. Тогда у власти не было нынешних чекистов, и они не могли лоббировать интересы своего ведомства. Суд руководствовался исключительно правом, законом. Нам повезло.