News

Росатом построит устаревшие реакторы на Ростовской АЭС

www.westron.kharkov.ru

Опубликовано: 22/02/2009

Автор: Анна Киреева

17 февраля в Волгодонске Ростовской области прошли общественные слушания по обсуждению предварительного варианта материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) деятельности по строительству и эксплуатации 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. Оказалось, что проект был утвержден еще в 1979 году, и не включает в себя строительство двойной защитной оболочки реактора, а документы, представленные для обсуждения, спорны с точки зрения «Закона об использовании атомной энергии».

Волгодонская (или Ростовская) АЭС была введена в промышленную эксплуатацию 25 декабря 2001 года. АЭС передает электроэнергию потребителям Ростовской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, других субъектов Южного федерального округа. На станции эксплуатируется один энергоблок с реактором типа ВВЭР электрической мощностью 1000 МВт.

Участие общественности

Подавляющее большинство жителей Ростовской области выступают против строительства новых реакторов — по данным РОМИР, доля противников расширения АЭС составляет 91%.

По мнению экспертов группы «Экозащита!», процедура общественного обсуждения предполагает не только информирование о проекте, но и выявление мнения населения, считают экологи. По опросам, большинство населения — категорически против строительства новых блоков. Экологи уже обратились в администрацию города с требованием провести официальный опрос жителей об отношении к строительству АЭС и предложили решать вопрос по размещению новых блоков только с учетом результатов такого опроса.

Большинство заинтересованных граждан, проживающих поблизости от АЭС, не смогло принять участие в обсуждении проекта в связи с тем, что представители Росатома назначили слушания на 15.00 рабочего дня. Вместе с тем, по словам участников слушаний, были обеспечены все условия для того, чтобы в слушаниях приняли участие сотрудники атомной станции, выступающие за строительство новых реакторов.

Главное не безопасность, а экономика?

В своих выступления докладчики от Росатома много рассказывали об экономических выгодах от строительства новых энергоблоков.

«Атомная станция – это, пожалуй, самый крупный инвестиционный проект не только города, но и области, — считает мэр Волгодонска Виктор Фирсов. — А в Волгодонске – это единственное предприятие, которое поможет городу удержаться на плаву в период кризиса и обеспечивает Волгодонску самые низкие индексы безработицы».

«Альтернативы атомной энергетики нет, и препятствовать прогрессу – глупо», — заявил президент ассоциации строителей Волгодонска Алексей Усов. «Сегодня наша молодежь учится, а завтра она будет здесь, в городе, обеспечена хорошей работой, — отметил он.

«В пик строительства на 3 и 4 энергоблоках будет работать порядка восьми тысяч человек. Четыре действующих энергоблока дадут городу три с половиной тысячи рабочих мест. Четыре блока Ростовской АЭС будут приносить в бюджеты всех уровней порядка двух миллиардов рублей налогов в год, два новых блока обеспечат 175 миллиардов рублей прямых инвестиций», — сообщает официальный сайт Росатома.

Кроме того, что 3 и 4 блоки будут строиться с учетом максимальной защиты от землетрясений, вопросам безопасности работы станции докладчики внимания практически не уделили.

По их словам, в проекте принято максимальное расчетное землетрясение интенсивностью семь баллов, проектное землетрясение — шесть баллов. Специалисты в своих выступлениях также заявили, что при строительстве новых блоков используются новейшее оборудование и самые современные системы безопасности.

Серьезные основания для опасений

«Всегда на общественных слушаниях, связанных с атомными объектами, возникает вопрос о радиационной безопасности, — рассказал заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Владимир Романов. — Это естественно». «Но должен авторитетно заявить, что вклад Волгодонской АЭС, если можно так выразиться, в угрозу радиационного облучения близлежащих территорий по нашим оценкам составляет сотые доли процента», — считает он.

В то же время, согласно информации проектировщиков, новые блоки АЭС не предполагается оснащать современными устройствами по минимизации последствий масштабной (запроектной) аварии. В том числе, отсутствует «улавливатель расплава» ядерного топлива и реакторных конструкций, устанавливаемый под реактором, а защитная оболочка реактора будет возведена в ослабленном однослойном варианте.

«Возможно в каких-то проектах Росатома и есть надежные системы безопасности. Но в проекте третьего и четвертого блоков РоАЭС «улавливатель расплава» и двойная защитная оболочка отсутствуют. В любой другой стране при отсутствии современных систем безопасности с атомщиками не стали бы даже разговаривать», — комментирует Андрей Ожаровский, физик-ядерщик, эксперт группы «Экозащита!», принимавший участие в слушаниях в Волгодонске.

По мнению координатора проектов по ядерной и радиационной безопасности «Беллоны-Мурманск» Андрея Пономаренко, реакторы типа ВВЭР, впрочем, как и другие модификации, не являются безопасными». В 1989 году анализ состояния уже построенных 1 и 2-го энергоблоков Кольской АЭС выявил коло сотни отступлений от норм и правил ядерной и радиационной безопасности. Довести состояние этих блоков до требований действующих правил и норм не представлялось возможным», — считает он

«Проект строительства 3 и 4 энергоблока Ростовской АЭС был утвержден еще в 1979 году, что говорит о его заведомом несоответствии современным нормам безопасности. Отсутствие «улавливателя расплава» и второй защитной оболочки показывает несостоятельность проекта и несоответствие международным нормам безопасности», — уверен эксперт.

Проект противоречит закону

Согласно информации проектировщиков, на Ростовской АЭС планируется реализовать морально устаревший проект, утвержденный еще в 1979 году. Вопросы обращения с ядерными отходами и вывода из строя станции по окончании срока эксплуатации в проекте вообще не рассматриваются, не смотря на требование федерального законодательства.

Участники слушаний обратили внимание на то, что Закон об использовании атомной энергии (статья 33) требует предусмотреть в проекте использования атомной энергии «порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок». Вопреки законодательству, представленный на обсуждение документ по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), не рассматривает вопрос вывода из эксплуатации АЭС, в результате которого образуются тысячи тонн радиоактивных отходов. Также, ОВОС не рассматривает вопрос обращения с отработавшим ядерным топливом — наиболее опасным видом радиоактивных отходов.

«АЭС производит огромное количество ядерных отходов, которые будут оставаться опасными четверть миллиона лет. Не существует никакого плана по переводу этих отходов в безопасное состояние — нас просто обрекают жить на ядерной свалке. Почему в Москве строить АЭС нельзя, а в Волгодонске можно?», — говорит Николай Жилкин, председатель экологической организации «Зеленая Волна» из Волгодонска.

В случае аварии эвакуация людей невозможна

В результате слушаний стало известно, что в случае тяжелой аварии на атомной станции, потребуется эвакуация Волгодонска, для чего необходима модернизация дорожной сети, в том числе строительство нового моста, а также необходимо наладить «защищенное водоснабжение» для 170 тысяч человек. По данным местного ГО и ЧС, «Росатом» отказывается выделить средства на решение этих вопросов.

«Госкорпорации абсолютно безразлично, будет ли у жителей Волгодонска возможность для эвакуации в случае аварии. Все, что интересует Росатом — прибыль, пусть и с огромным риском для населения и окружающей среды. Это было очевидно и на других слушаниях по новым АЭС в России», — комментирует Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», координатор Антиядерной кампании Международного Социально-Экологического Союза.