News

Процесс реабилитации бывших военных баз Северного флота сдвинулся с мертвой точки

Gremikha
www.yandex.ru

Опубликовано: 28/12/2008

Автор: Анна Киреева

В закрытом поселке Островной (Гремиха) Мурманской области началась подготовка к отправке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных подводных лодок (АПЛ) первого поколения на химкомбинат «Маяк» (Челябинская область).

«Уникальность операции, проведенной «СевРАО» заключается в том, что это фактически был первый вывоз ОЯТ с таких объектов в Мурманской области», – рассказал в интервью «Беллоне.ру» главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

По мнению председателя правления «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, начало вывоза ОЯТ из Гремихи, как наследия «холодной войны» – это индикатор движения в положительном направлении.

«Теперь определенно можно говорить, что Россия решает и может решить проблемы не только с бывшей военной базой в Гремихе, но и в ближайшие годы приступит к серьезным работам в губе Андреева», – считает Золотков.

Площадка для хранения ОЯТ в Гремихе

Во втором по величине бывшем береговом хранилище ОЯТ Северного флота, находящегося на восточном побережье Кольского полуострова в Гремихе, хранится около 800 отработавших тепловыделяющих сборок АПЛ с водо-водяными реакторами.

В начале 1960-х гг. в Гремиху поступило топливо после перезарядки первых атомных лодок – примерно 110 контейнеров типа ТК-6 (ТК-11), содержащих 672 отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС). На протяжении более чем сорока лет ОЯТ складировались в поселке на открытой площадке, просто под открытым небом, представляя серьезную радиационную опасность.

«Сама радиационная обстановка на площадке определялась не наличием топлива, а загрязнением почвы», – прокомментировал ситуацию Мустафа Кашка.

В Гремихе было предусмотрено хранение двух видов ОЯТ – от водо-водяных реакторов АПЛ первого поколения и от реакторов с жидко-металлическим топливом, АПЛ класса «Альфа».

Основной производственной площадкой для приема ОЯТ обоих видов была камера сухого дока, вырубленного в скальной породе. В ней проводились все работы, включая ремонт и перегрузку топлива.

Хранилище для ОЯТ водо-водяных реакторов (здание No.1) конструктивно было выполнено в виде 4-х автономных бассейнов с общим технологическим залом. Каждый бассейн имел объем 70 м3 и вмещал в себя (ОТВС) от двух отработанных активных зон АПЛ первого поколения.

В 1984 году, после обнаружения течи, все четыре бассейна были осушены, три выгружены, а в четвертый были помещены 95 оставшихся поврежденных ОТВС, не пригодных для транспортирования и переработки на «Маяк».

По мнению главного инженера ФГУП «Атомфлот», если раньше нахождение на площадке в течение часа могло привести к получению годовой дозы, то сейчас  – это площадка с нормальной радиационной обстановкой, позволяющей работать персоналу без усиленного контроля над дозой излучения.

«Благодаря работам, проведенным «СевРАО», радиационная обстановка на площадке, где хранилось топливо улучшилась, без преувеличения, более чем в 1000 раз», – уверен Кашка.

Состояние ОЯТ

По словам Кашки, на протяжении двух лет проводилась совместная работа СевРАО и Курчатовского института. Основной задачей было: определить кондиционность топлива и возможность его транспортировки.  

В этом году было подтверждено, что 85% топлива (из водно-водяных реакторов), хранимого там можно транспортировать. Планируется, что до конца года будет вывезено 294 канала.

Помимо топлива в Гремихе находится много радиоактивных отходов (РАО):  различное оборудование, отработавшие ионно-обменные материалы и прочие инструменты, контейнеры с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.

Поэтому на объекте были проведены работы по снижению радиационного фона. «Сейчас там можно часто бывать и нормально работать», – отметил Кашка.

Транспортировка топлива

Поскольку Гремиха не имеет сухопутных транспортных коммуникаций, перевозки могут осуществляться только морским путем или вертолетом. Именно морским путем ОЯТ отправится в Мурманск на модернизированном специально для этой операции танкере Атомфлота «Серебрянка». В Мурманске контейнеры с ОЯТ будут перегружены в спецэшелон, который доставит груз через всю страну на челябинский завод «Маяк» на переработку.

«Топливо уже подготовлено к вывозу, оно находится на «Серебрянке». Сейчас мы ожидаем последние разрешительные документы для обеспечения перехода судна», – пояснил Кашка.

Специальный танкер «Серебрянка» был построен в 1974 году. Судно имеет неограниченный объем плавания и предназначен, в основном, для приема, временного хранения, транспортировки и выдачи жидких радиоактивных отходов (ЖРО).

В 1987-90 гг. на борту судна проводились испытания экспериментальной установки по очистке ЖРО. С 1996 года судно используется для сбора и транспортировки ЖРО Северного флота на «Атомфлот» для переработки.

По словам генерального директора ФГУП «СевРАО» Валерия Пантелеева, в январе 2009 года на «Серебрянке» планируется отправить первые 6 контейнеров ТУК-18. Второй этап планируется на лето 2009 года. «Сейчас мы начинаем выводить неповрежденное топливо, потом останется только «проблемное», – рассказал Пантелеев в интервью «Беллоне.ру».

Выполнение операции в Гремихе может подтолкнуть к более оперативному началу операции по вывозу топлива из Андреевой Губы. «В Андреевой Губе топлива, конечно, больше, но его состояние лучше, а значит, и обращение с ним будет проще», – уверен Мустафа Кашка.