News

«Беллона» приветствует соглашение ЕС о мерах по защите климата

Foto: Wikimedia Commons

Опубликовано: 14/12/2008

Автор: Anne Karin Sæther

Перевод: Вера Пономарева

12 декабря на саммите в Брюсселе лидеры стран Евросоюза достигли компромисса в самых спорных вопросах, касающихся нового пакета законов об энергетике и климате.

«Теперь процесс запущен. В Брюсселе Европейский союз показал себя лидером, убеждая администрацию США последовать своему примеру и предоставляя новый стимул для переговоров ООН об изменении климата», — сказал Пол Фрисвольд, председатель «Беллоны-Европа». Фрисвольд, в частности, одобрил механизм финансирования для изоляции углекислого газа (CO2), над разработкой которого работала «Беллона».

На саммите в Брюсселе лидеры стран Евросоюза договорились в самых спорных вопросах, касающихся нового пакета законов об энергетике и климате. Они нашли компромиссы по ужесточению системы торговли квотами, а также по сокращению выбросов в секторах, которые не входят в эту систему. Ранее, в начале недели, министры стран ЕС и Европарламент достигли договоренности о новой директиве о возобновляемых источниках энергии. Ожидается, что при наличии финансирования для изоляции CO2 парламент даст согласие и на директиву о геологическом захоронении CO2.

Изоляция CO2 позволяет уменьшить загрязнение атмосферы, а во-вторых, увеличить объемы нефтедобычи путем закачки углекислого газа в скважины.

«Беллона» много работала над механизмом финансирования первых демонстрационных проектов по изоляции CO2 в рамках законодательного пакета ЕС по энергетике и климату. С помощью одной только изоляции CO2 можно достичь сокращения выбросов на 50% к 2050 году. Несмотря на то, что лидеры ЕС поставили задачу запустить от 10 до 12 таких установок к 2015 году, до сегодняшнего дня не существовало договоренности о финансировании первых сравнительно дорогих установок.

Финансирование изоляции CO2

Лидеры ЕС приняли решение, что 300 млн квот на выбросы — каждая из которых сейчас стоит от 15 до 20 евро, но как ожидается, их цена будет расти — будут отложены для спонсирования проектов, демонстрирующих возможности изоляции, транспортировки и хранения CO2.

«В долгосрочной перспективе это, наверное, самая важная часть климатического пакета, — говорит Фрисвольд. — Выбор схемы финансирования — это тот прорыв, который был необходим, чтобы воплотить технологию изоляции CO2 в жизнь. Мы гордимся, что участвовали в этом процессе».

Цена квот на выбросы

Главной темой обсуждения на брюссельском саммите стал пересмотр системы торговли квотами. В соответствии с принципом «загрязнитель платит», Еврокомиссия предложила, чтобы большая часть квот выставлялась на аукцион среди энергетических компаний и других крупных загрязнителей. Это предложение поддержали большинство стран-членов ЕС. Польша и некоторые другие страны, зависящие от угля, настаивали на бесплатном распространении значительного числа квот.

Тем не менее, этот выбор — аукционы или бесплатное распространение квот — может оказаться не столь значительным с точки зрения стимула для сокращения выбросов. Важнее не та цена, за которую компании покупают квоты, а цена последних на рынке. Другими словами, важно, сколько денег сэкономит компания, сократив выбросы. Эта сумма будет вытекать из спроса и предложения.

Новая директива устанавливает лимит выдаваемых квот для всего Евросоюза, это количество будет равномерно сокращаться каждый год и 2020 году достигнет 21% от уровня 2005 года. Но этот уровень предложения никак не увязан со спросом — который в основном зависит от экономической активности.

По прогнозам Deutsche Bank, с учетом текущего экономического спада, уже к 2009 году выбросы сократятся на 10% от уровня 2007 года, что может со временем стать причиной колебания и снижения стоимости квот. Более того, компании смогут выполнить многие обязательства, купив за рубежом более дешевые квоты — например, полученные в рамках Механизма чистого развития Киотского протокола. До половины обязательств по сокращению выбросов будут выполнены с использованием таких внешних приобретений квот. Это снижает мотивацию компаний инвестировать в новые более чистые технологии для того чтобы сократить свои собственные выбросы.

Будущий порог выбросов CO2

«Нам нужны дополнительные стимулы для того, чтобы сделать выгодными инвестиции в чистые технологии. В 1980-х мы приняли строгие ограничения по выбросам диоксида серы на угольных станциях, который уничтожал озера и леса по всей Европе. Теперь перед нами еще более серьезная угроза глобального потепления, и мы должны принять сходные ограничения по CO2. Мы приветствуем сегодняшний компромисс, достигнутый странами ЕС, но его необходимо дополнить более строгими мерами, если мы хотим предотвратить катастрофическое изменение климата», — говорит Фрисвольд.

Порог выбросов был впервые введен в Калифорнии в 2007 году. Калифорнийские нормы — 500 граммов CO2 на киловатт-час — означают, что угольные станции должны будут либо изолировать CO2, либо закрыться. Комитет Европарламента по экологии поддержал аналогичный порог на голосовании 7 октября.

Предыстория

23 января Еврокомиссия внесла на рассмотрение 4 законодательных акта:

  • пересмотренная Директива о системе торговли квотами;
  • Решение об объединении усилий с секторами, не участвующими в торговле квотами;
  • Директива о подземном захоронении CO2;
  • Директива о возобновляемых источниках энергии.

    Все четыре документа должны получить одобрение стран-членов ЕС через их представителей в Совете министров и Европарламенте. Одно из таких соглашений — относительно Директивы о возобновляемых источниках энергии — было достигнуто 8 декабря. Другое — о подземном захоронении CO2 — было заморожено из-за того, что министры не смогли договориться о внесении новой поправки о механизме финансирования пилотных проектов в Директиву о системе торговли квотами.

    Эти вопросы, а также несколько других проблем, касающихся, в частности, соотношения квот, выставляемых на аукцион и предоставляемых бесплатно, стали предметом обсуждения глав государств и правительств ЕС 11 и 12 декабря.

    Теперь, когда компромисс внутри ЕС достигнут, соглашение будет рассмотрено Европейским парламентом, который проголосует по всем четырем документам 17 декабря.