News

Корабль с урановыми хвостами прибыл в Санкт-Петербург

Опубликовано: 12/12/2008

Автор: Вера Пономарева

Корабль «Замоскворечье» с радиоактивными токсичными отходами на борту, прибывший в морской порт Санкт-Петербурга 10 декабря, прошел разгрузку. Далее отвальный гексафторид урана ("урановые хвосты") должен отправиться по железной дороге в Сибирь, на одно из ядерных предприятий в Новоуральске (Свердловская обл.), Северске (Томская обл.) или Ангарске (Иркутская обл.).

По договору с французской компанией Eurodif, 90% этого отвального гексафторида урана, импортируемого якобы для переработки, остается на хранение в России. Планов по дальнейшему использованию этого вещества в обозримой перспективе нет. Экологи из организации ЭКОперестройка заявляют, что подобные сделки стали для иностранных компаний дешевым способом избавиться от проблемы хранения и переработки отходов, а для «Росатома» — еще одним источником сиюминутного дохода за счет будущих поколений.

bodytextimage_janar.jpg

В мае экологи передали генеральному консулу обращение, адресованное Франсуа Фийону, премьер-министру Франции, и Жан-Луи Борлоо, министру экологии, энергии, устойчивого развития и развития территорий Французской Республики.

«В соответствии с международными принципами, каждая страна ответственна за отходы, произведенные на её территории. Мы требуем от Французской Республики уважать этот принцип и остановить ввоз опасных радиоактивных и токсичных отходов в Россию, не дожидаясь возможных катастроф при транспортировке и хранении французского ОГФУ, и отозвать лицензии разрешающие осуществление контрактов на экспорт и транспортировку ОГФУ в Россию, выданные компании EURODIF», — говорится в послании.

Ответ на это обращение до сих пор не получен.

«В мае я еще не работал в консульстве, поэтому не могу сказать, как обстоят дела с ответом на обращение», — пояснил Алексей Волков.

Даже Росатом признает, что ввоз урановых хвостов России не нужен. В 2007 году глава ведомства Сергей Кириенко обещал прекратить импорт этих отходов по истечении действующих контрактов. По данным экологов, договор с Urenco истекает в 2014 году. Начиная с 1996 года в Россию было отправлено свыше 80.000 тонн урановых хвостов, вероятно, до 2014 будет отправлено еще несколько десятков тысяч. Экологи требуют прекратить эту деятельность сейчас, а не через 2 года.

Урановые хвосты — прямо под окном

Помимо накопления иностранных радиоактивных отходов на территории России, транспортировки урановых хвостов подвергают опасности миллионы людей. Поезда с ядерным грузом проходят через крупные населенные пункты, в Санкт-Петербурге вагоны подолгу стоят вблизи пассажирской станции Автово в спальном районе города. Большинство петербуржцев не знает об опасных транспортировках рядом с жилыми домами.

По оценкам Международного агентства по атомной энергии, аварии при транспортировке «могут привести к выбросу большого количества гексафторида урана — за сравнительно короткий период времени. Крупный выброс гексафторида урана может стать причиной опасных концентраций урана и плавиковой кислоты, и также может привести к загрязнению территории в несколько квадратных километров».