News

Конференция ООН по климату в Познани: пока осторожность

unfccc.int

Опубликовано: 02/12/2008

Автор: Андрей Ожаровский

1 декабря в польском городе Познань открылась международная конференция ООН по климату. Цели конференции – согласовать позиции государств-участников по вопросам борьбы с глобальным изменением климата, проанализировать исполнение уже достигнутых договоренностей и продвинуться в подготовке нового соглашения по климату, которое должно придти на смену Киотскому протоколу после 2012 года.

Международные договоренности по климату – уникальный пример совместных действий почти всех государств планеты, направленных на предотвращение катастрофического изменения климата, вызываемого деятельностью человека. Переговоры в Познани являются подготовительным этапам перед конференцией в Копенгагене, где в конце 2009 года должны будут приняты новые договоренности о снижении выбросов парниковых газов на период после 2012 года. 

Стратегическая цель нового соглашения – более чем в 2 раза снизить глобальные выбросы парниковых газов к середине XXI века. Задача состоит выработке конкретных механизмов и численных показателей объемов выбросов на каждую страну по годам и установлении промежуточной цели по снижению выбросов на 2020 год. Глобальные выбросы пока растут, но при согласованных действиях всех стран, их стабилизация может наступить через 10-15 лет, после чего должно начаться снижение выбросов. Некоторые страны Евросоюза уже смогли начать снижение объемов выбросов и призывают других предпринять реальные усилия для этого.

Климатические переговоры

С 1 по 12 декабря в обсуждении и переговорах будут участвовать около одиннадцати тысяч человек, включая правительственные делегации из 186 стран-участниц Рамочной конвенции по изменению климата (РКИК ООН), а также наблюдатели от бизнеса, науки, промышленности и природоохранных организаций. В рамках конференции будут проходить ряд мероприятий различных частей «климатического процесса» – 14-я Сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции по изменению климата (COP-14), 4-я Сессия Конференции Сторон и Встреча Сторон Киотского протокола (CMP-4), 29-я Сессия Вспомогательного Органа по научным и технологическим вопросам (SBSTA-29) и 29-я Сессия Вспомогательного Органа по исполнению (SBI-29), а также работа в двух официальных Специальных рабочих группах (Сторон Киотского протокола – AWG KP и Сторон РКИК – AWG LCA).

bodytextimage_cop14_1_1_700.jpg Photo: http://www.unfccc.int/

Финансовый кризис не отменяет задачи снижения антропогенного воздействия на климат. На открытии конференции Исполнительный секретарь РКИК ООН Иво де Боер (Yvo de Boer) призвал делегатов максимально сфокусироваться на том, как система мер по решению проблемы изменения климата может быть самофинансирующейся, и увязать климатическую политику с восстановлением экономики. «Финансовый кризис окажет влияние на вашу работу, как и на многие аспекты нашей жизни. Все обязательства и обещания в сторону, реальность в том, что получение финансовых ресурсов в требуемых количествах станет большим вызовом, – сказал  Иво де Боер в своем выступлении.

«Нынешний финансовый кризис стал результатом недальновидной политики и игнорирования рисков. Давайте не делать такую же ошибку перед лицом еще большего риска, вызванного изменением климата, – комментирует ситуацию Ким Карстенсен, руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF), – Откладывание решения проблемы и затяжки со снижением выбросов парниковых газов только усугубят ситуацию».

Происходящая рецессия, сопровождающаяся сокращением темпов роста экономики и сокращением спроса на энергоносители, может дать необходимую «передышку» климату планеты, ослабив интенсивность воздействия на климат энергетики и металлургии – отраслей, играющих существенную роль в выбросах парниковых газов. Но, в то же время, экономический спад существенно ограничит возможности для оказания помощи менее развитым странам.

Горячие вопросы

Кроме обсуждения того, как бороться с изменением климата в условиях финансового кризиса и экономической рецессии, очевидно, в ходе переговоров возникнут несколько ключевых вопросов. Решение по ним не обязательно будет принято в Познани, но обсуждение, безусловно, будет иметь влияние на будущее соглашение.

Лес: сведение лесов, лесовосстановление, использование древесины – все это влияет на климат, но в действующих соглашениях учитывается не в полной мере. По ряду оценок уничтожение тропических лесов вносит существенный вклад в изменение климата. Но это происходит в развивающихся странах, вопрос не только в том, как учитывать эти процессы, но и как помочь бедным странам сокращать опасную деятельность.

Улавливание и хранение диоксида углерода: новые технологии, которые могут снизить воздействие углеводородной энергетики на климат. Является ли эта технология надежной и приемлемой? Следует ли ее распространять и поддерживать?

Атомная энергетика: один из наиболее конфликтных вопросов. Можно ли бороться с климатическими рисками, создавая риски ядерных и радиационных аварий и производя огромное количество ядерных отходов? Является ли ядерная энергетика «климатически нейтральной» – ведь на этапах добычи и обогащения урана, производства топлива для АЭС парниковые газы выбрасываются? Несмотря на сомнительность ядерных технологий, существует ядерное лобби, например в лице МАГАТЭ, которое будет продолжать попытки включить опасные ядерные технологии в перечень возможных средств борьбы с изменением климата.

Международный транспорт: как учитывать выбросы от судов, авиации, автотранспорта? Пока эти выбросы не учитываются, ни в балансе страны-отправителя, ни в балансе страны-получателя грузов.

Есть, конечно, еще великое множество крупных и мелких вопросов, которые должны быть решены, чтобы будущее соглашение эффективно работало и не привело бы к созданию еще более крупных проблем.

Ко всему прочему, на климатических переговорах речь идет не об отвлеченных концепциях, а о вполне конкретных обязательствах и о больших деньгах. Например, только предложение Норвегии о проведении аукционов по продаже квот на выбросы, где покупателями бы явились потребители международного бункерного топлива, а средства бы шли на адаптационные меры в развивающихся странах может стоить примерно  14 млрд. долл. в год.

Признание той или иной технологии «climate friendly» может привести к огромным заказам, прибыли. В Познани речь идет о конкретных решениях, поэтому переговоры по климату более популярны, чем, например, Комиссия по устойчивому развитию и другие «ООНовские говорильни».

Очень много интересов пересекутся на конференции в Познани. Важно, чтобы переговорщики не забывали о главной цели – спасении климата планеты и не увлекались  переговорной тактикой. Боязнь не продешевить в процессе политического торга может сослужить плохую службу.

Участие США

В Познани фактически еще не будет делегации новой администрации США, то есть многие просто будут ждать последующего «выхода на арену» сильнейшей страны мира. Однако, Барак Обама уже поддержал идею организации внутренней национальной системы торговли и снижения выбросов парниковых газов на 15% в период с 2005 до 2020 гг., что означает, что к 2020 г. США выйдут на уровень выбросов 1990 г. Он также поддержал идею объединенной системы торговли США и Канады. Есть надежда, что участие США в международных соглашениях по климату будет более успешным, чем это было до сих пор.

Участие России

В конце сентября Россия направила в РКИК ООН свои идеи и предложения по подготовке нового международного соглашения. Эти предложения России фактически касается всех аспектов переговоров по будущему соглашению. Уже сам факт открытого и заблаговременного представления предложений является хорошим знаком.

Наша страна может стать лидером переговоров и принять очень громкие обязательства по уровню выбросов на 2020 год, особенно если зачесть значительное перевыполнение обязательств по Киотскому протоколу в 2008 – 2012 годах, произошедшее, однако, не благодаря действиям правительства, а из-за экономического спада 90-х. Например, обязательства России на среднесрочную перспективу может быть «минус 25% от уровня 1990 г.», ведь сейчас выбросы России примерно на 30% меньше, чем в 1990 г. Но для достижения стратегической цели и технологического развития страны в целом важнее другое – стабилизация выбросов, ведь с 2000 г. они медленно, но неуклонно растут.

Россия по ВВП на душу населения находится в одной группе со странами «второго эшелона» и нашей стране было бы очень уместно снизить «углеродную емкость» единицы ВВП.

«У России есть все возможности внести принципиально важный вклад и в выработку нового соглашения, в снижение выбросов. Планируется к 2020 г. на 40% снизить энергоемкость нашей экономики, что значительно уменьшит выбросы. Это сложная, но посильная задача, – считает Алексей Кокорин, эксперт по климату WWF России, –  В сочетании с развитием возобновляемых источников энергии, а в будущем и созданием российского рынка квот на выбросы, совершенно реально говорить о стабилизации выбросов в 2020 – 2025 гг.»

Однако от официальной делегации России можно ожидать и различных «подвохов», например, нежелание брать на себя обязательства или лоббирование включения ядерной энергетики в механизмы «нового Киото».

Наблюдатели

Процедуры климатических переговоров ООН допускают присутствие наблюдателей, представителей природоохранных организаций. Ведущую роль в обеспечении участия общественности играет международная Сеть климатических действий (Climate Action Network, CAN). Большую делегацию смогли привезти в Познань молодежные организации различных стран.

«90% молодых людей, недавно опрошенных в Бразилии, Индии, России, ЮАР и США призвали лидеров сделать все, что в их силах, чтобы решить проблему изменения климата. Они вам верят!» – сказал в обращении к делегатам конференции Исполнительный секретарь РКИК ООН Иво де Боер.

Представители Российских экологических организаций также будут участвовать в конференции. Большой интерес для них представляет мониторинг действий официальных представителей  России.

«Мы с осторожностью наблюдаем за действиями делегаций различных стран, – сообщил корреспонденту Беллоны.ру сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк, участвующий в работе конференции, – пока рано делать выводы и давать комментарии».