News

День без покупок против экологического кризиса

cards.mail.ru

Опубликовано: 28/11/2008

Автор: Галина Рагузина

В последние пятницу и субботу ноября, накануне праздничной распродажно-подарочной вакханалии, по всему миру отмечается «День без покупок» (Buy Nothing Day).

Это международный неформальный протест против консюмеризма, глобализации и неравномерного распределения материальных благ. Личный эксперимент или публичное выступление против абсурда общества потребления, против шопинга как развлечения и средства самоутверждения, против рекламы, скидок и распродаж. 24-часовой мораторий на какие-либо покупки.

«День без покупок» призван обратить внимание на социальные, экологические и этические последствия современной культуры потребления, а также на общечеловеческие ценности и на то, что в мире есть много других интересных и ценных вещей и занятий.

По мнению организаторов «Дня без покупок», финансовый крах в сочетании с экологическим кризисом, связанным с изменением климата, мог бы стать началом основополагающего культурного сдвига, зарей эры постматериализма.

Действительно ли нам необходимо все, что мы покупаем? Каковы последствия наших приобретений? Не стало ли потребление для нас более важным, чем ему следует быть? Становимся ли мы счастливее, приобретая больше вещей? И вообще, разве Иисус родился для того, чтобы дать нам повод прикупить еще что-нибудь?

По истечении суток, проведенных в воздержании от покупок, приятных занятиях и размышлениях, можно уже навсегда отказаться, например, от приобретения товаров, при производстве которых нарушаются права рабочих, загрязняется и истощается окружающая среда, страдают животные, создаются дополнительные отходы…

Идейные вдохновители и пропагандисты «Дня без покупок» — коллектив канадского журнала Adbusters. Их цель – «возбудить сопротивление против тех, кто уничтожает нашу среду обитания, загрязняет наши умы, разрушает нашу жизнь». Adbusters создают и распространяют остроумные ролики и объявления, пародирующие известную рекламу, рассказывающие правду о рекламных трюках, о продуктах и компаниях.

bodytextimage_bnd04.jpg

А вы можете себе это позволить? Позволить себе сделать что-то для планеты и остального человечества, как будто бы ничего не делая? Это как с вегетарианством, кстати. Ну и позвольте. У вас что-нибудь завалялось в холодильнике и кухонных шкафах? Вы еще не разучились читать, общаться, заниматься и развлекаться без денег? И вообще у вас куча дел и никакой магазин вам и не был нужен? А может быть, вы даже вспомните ради такого случая, что вы умеете делать руками, – и сделаете? Вот и отлично. Целесообразность в том, что праздник – здесь, с вами, а не в магазине. Главное, не забыть это и завтра.

И еще кое-что. Между прочим, сэкономленное антишопингом время можно провести за подсчетом своего собственного «экологического отпечатка». Пройдите интерактивный тест (разработанный, кстати, совместно с создателями зоозащитного фильма the Meatrix) на сайте Глобальной сети экологического следа и узнайте, насколько большой кусок Земли необходим для поддержания вашего образа жизни, и что вы можете сделать, чтобы меньше следить на планете.