News

Авария на подводной лодке: комментарий «Беллоны»

Опубликовано: 09/11/2008

Эксперт «Беллоны» капитан первого ранга Александр Никитин дает свои комментарии по поводу аварии, произошедшей вчера вечером на одной из подводных лодок Тихоокеанского флота.

На атомной подводной лодке (АПЛ) третьего поколения 971 проекта произошла авария, в результате которой, по официальным данным, погибло 20 человек из личного состава, находившегося на борту.

Справка

По официальным данным, строительство АПЛ началось 1991 году на судоремонтном заводе Комсомольска-на-Амуре. АПЛ выполняла ходовые испытания и официально Военно-Морскому флоту передана еще не была.

Ходовые испытания являются частью государственных испытаний, которые проходят все корабли после их постройки на судостроительном заводе. Осуществляет испытания сдаточная команда завода-строителя (гражданский экипаж). При испытаниях присутствует военный экипаж АПЛ, а также члены государственной комиссии. Обычно на ходовых испытаниях количество людей на борту корабля раза в три превышает численность экипажа.

За выполнение программы испытаний отвечает ответственный сдатчик (представитель завода). Подводной лодкой командует назначенный и допущенный к управлению АПЛ командир (или старший на борту — начальник штаба, командир бригады и т.д.)

Версия "Беллоны" о происшедшем

Люди погибли в результате срабатывания лодочной объемной химической (ЛОХ) системы пожаротушения. По сообщениям, погиб личный состав, который находился в первом (торпедном) отсеке. Это отсек большого объема, и если в нем нет оружия (очевидно, его там не было), то в нем может расположиться на отдых большинство сдаточной команды (поскольку мест в каютах для всех не достаточно).

При срабатывании системы ЛОХ, в отсек начинает поступать гасящее вещество, ингибитор (слаботоксичный хладон 114В-2), который связывает кислород и таким образом тушит пожар. Люди, находящиеся в отсеке должны немедленно включиться в индивидуальные средства защиты или подключиться к лодочной стационарной системе дыхания. Если в течении нескольких минут (2-3 минуты) этого не сделать, то человек получает отравление токсичными парами хладона.

Быстрее всего, весь личный состав, вышедший на ходовые испытания, имел индивидуальные средства защиты, поскольку по правилам корабль не может выйти в море , если весь экипаж не имеет средств защиты. Другой вопрос, где эти средства защиты были размещены. И достаточно ли их было в первом отсеке.

Во-вторых, если это произошло ночью, когда личный состав отдыхал, то многие могли просто не услышать звуковой сигнал, которым сопровождается поступления ЛОХ в отсек. А некоторые могли просто не понять, что произошло и не отреагировать на этот сигнал. Центральный пост мог не сразу заметить и не сразу понять, что происходит, поскольку такие случаи (самопроизвольная подача ЛОХ в отсек) достаточно редкие. Поэтому практики и опыта у экипажей нет. Здесь надо учитывать, что это был молодой и неопытный экипаж и молодая сдаточная команда, поскольку завод Комсомольска-на-Амуре больше 15 лет не сдавал корабли.

Почему это могло произойти?

1. По техническим причинам. Самопроизвольное срабатывание. Когда АПЛ строиться более 15 лет, то многие технически устройства и отдельные детали например, резинотехнические изделия, прокладки, уплотнительные кольца и т.д., теряют свое качество. И вполне возможно, что происходят несанкционированные срабатывания.

2. На кораблях третьего поколения предусмотрена автоматическая подача ЛОХ в отсек при возникновении пожара. Возможно, кто-либо из экипажа (сдаточной команды) решил закурить в отсеке, что категорически запрещено. Сигнализация, а дальше и система подачи огнегасителя могла сработать от дыма. Система устроена так, что когда она срабатывает, остановить подачу огнегасителя в отсек быстро невозможно.

3. В 1977 году на АПЛ второго Северного флота был случай, когда вахтенный отсека случайно подал огнегаситель системы ЛОХ в отсек, в котором он находился. Так сказать «подал ЛОХ на себя». Но тогда он был в маленьком концевом отсеке один. Больше там никого не было. Он, испугавшись, успел выскочить в соседний отсек и задраить переборку. Тогда лодке пришлось всплывать и вентилировать отсек в атмосферу. Возможно, здесь произошел аналогичный случай, т.е. кто-либо по ошибке или по другим причинам «умудрился» подать лох в отсек, где было много народу.

Заключение

Есть несколько моментов, которые не могут не настораживать.

В данном случае ничего не произошло с атомной установкой (по крайней мере, по официальной версии). Однако техническое состояние «новой» подводной лодки, о котором сказано выше, может сказаться и на безопасности атомной установки.

И второе: если на подводной лодке экипаж, вместе со сдаточной командой, допустил такую массовую гибель людей, значит, есть серьезные вопросы к профессиональной подготовленности экипажа и сдаточной команды.

Указанные факторы могут привести к более тяжелым последствиям, поскольку в программе есть еще испытания оружия и режимов работы атомной энергетической установки и т.д.