News

Строится дорога? Тут уж не до экологии…

Опубликовано: 16/10/2008

Автор: Нина Поправко

Право граждан на здоровую среду обитания остается нереализованным. Об этом свидетельствуют жалобы петербуржцев, которые обращаются в общественную приемную Экологического Правозащитного Центра «Беллона». Ниже – небольшой правовой ликбез, который может стать памяткой для тех, кто хочет попытаться отстоять свои права на благоприятную окружающую среду во время строительства дорог и автомагистралей.

Санитарные нормы
В соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством для автомагистралей устанавливаются санитарные разрывы, которые определяются минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки. Величина разрыва должна устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов. Уполномоченным органом, а это обычно, федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге», готовится экспертное заключение на соответствие проектной документации требованиям действующих санитарных норм и правил, гигиенических требований и нормативов. Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга проводится государственная экспертиза, предметом которой является оценка соответствия проектной документации требованиям экологических и технических регламентов.


А что на практике?

Увеличение транспортной нагрузки на магистрали, расположенные в непосредственной близости от жилых домов, как правило, всегда приводит к ухудшению экологической обстановки для жителей, при этом ухудшается не только качество атмосферного воздуха, но и увеличиваются предельно допустимые уровни шума, и вибрации, причем ни только в дневное, но и в ночное время.
Анализ жалоб и обращений в общественную приемную «Беллоны» показывает, что нарушение законодательства о санитарно-защитных зонах особенно осложнилось в последнее время в связи с усиленным дорожным строительством и необоснованным уменьшением санитарных разрывов.

Защитить граждан от массовых нарушений экологических прав могли бы специальные законы субъекта «О санитарно-защитных зонах», «Об охране атмосферного воздуха», «О защите от шума», но, к сожалению, в ближайшей перспективе в планах законопроектной работы Законодательного собрания Санкт-Петербурга, их рассмотрение не значится.
Поэтому горожане пытаются защитить свои права любыми, незапрещенными законом способами.

Как можно защитить свое право на благоприятную окружающую среду?
1. Обратиться в районный орган Роспотребнадзора (бывшие СЭС), либо к независимым экспертам, с заявлением о проведении экспертизы места вашего проживания, и экспертизы придомовой территории.
2. Если экспертное заключение подтвердит наличие предельно-допустимых уровней шума, вибрации, либо превышение предельно-допустимых концентраций атмосферного воздуха, есть основания для обращения в другие инстанции.
3. Можно обратиться в УГИБДД и дирекцию Центра дорожного движения для принятия решения о возможности снижения транспортной нагрузки на дорожное полотно, либо реконструкции дорожно-транспортной сети указанного направления (конечно, если это не автомагистраль).
4. В государственном учреждении «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (23 линия, дом 2а, В.О., Санкт-Петербург, 199026) по запросу должны предоставить документ о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в интересующем вас месте.
5. Муниципальные органы, районные отделы по благоустройству и садово-парковому хозяйству, могут помочь провести озеленение.
6. Требовать от заказчика объекта (как правило, это Комитет по благоустройству и
дорожному хозяйству) установку шумозащитных экранов, проведение шумозащитного остекления фасадов, шумозащитного озеленения.
7. Если дом фактически находится в санитарно-защитной зоне, в экологически не безопасной для здоровья граждан среде, то проектом должны быть предусмотрены мероприятия по расселению жителей. По запросу можно выяснить величину санитарного разрыва.
8. Отправить заявление в службу заказчика, правительство города, с требованием о переселении.
9. Если меры оказываются неэффективными, жаловаться в прокуратуру города с требованием принять меры прокурорского реагирования.
10. Параллельно, следуя нормам гл. 25 ГПК РФ, обратиться с заявлением в суд на действия (бездействие) властей.
11. Подать иск в суд с требованием о переселения в экологически чистое место либо требовать компенсаций. Право на компенсацию придется отстаивать в судебном порядке, доказывая причинную связь между экологическим правонарушением и размером причиненного вреда либо причинения такого вреда в будущем, в этом Вам помогут ст. 12 и 1065 ГК РФ.
Не бойтесь отстаивать свои права в суде.


В зоне повышенной опасности

Особо напряженная обстановка сегодня по следующим адресам:
Ул. Запорожская, д.23, корп.2 — санитарно-защитная зона кольцевой автомобильной магистрали (далее-КАД) в районе Запорожской улицы Санкт-Петербурга была снижена с 1100 м до 70 м. Дом жителей оказался на границе СЗЗ КАД, и не попал в список расселяемых, так как его границы выходят за ее пределы.
2-ой Рабфаковский пер., д.8 – Инициативная группа граждан проживает в домах, не попавших в зону расселения, в связи со снижением размеров СЗЗ в районе КАД. Многочисленные обращения граждан в различные инстанции, хоть и были рассмотрены, но к положительным результатам не привели. С заключением экологической экспертизы инициативная группа граждан так и не смогла ознакомиться.
Пискаревский проспект д.д. 35, 39 – Инициативная группа жителей обратились в Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, правительство города с требованием провести шумозащитное остекление. Поводом для обращения послужила реконструкция и расширение дорожного полотна, увеличения транспортной нагрузки проспекта.
Приморский проспект, д.14 – В результате реконструкции Приморского проспекта жители четырех домов на участке от Шишмаревского переулка до улицы Покрышева оказались между двумя трассами, в экологически не благоприятном для проживания месте.
Дачный проспект, д. 38 -Инициативная группа граждан обеспокоена строительством второй очереди КАД «Россия» до автомобильной дороги «Нарва», включающей автотранспортную развязку в районе перекрестка Дачного пр. и пр. Народного Ополчения на территории Санкт-Петербурга. Дом расположен на расстоянии 19 метров от строящейся дороги, и таким образом, попадает в СЗЗ КАД, но каких-либо мероприятий по расселению жителей дома не предусмотрено.
г. Выборг — Жители домов, расположенных вдоль трассы «Скандинавия» на участке обхода Выборга, отмечают, что экспертное заключение о размерах санитарно-защитной зоны, оценивалось с учетом влияния шумазащитных экранов, спроектированных по специальной технологии. Со слов жителей, на кромке дорожной трассы на некоторых участках установлены просто деревянные шумозащитные щиты. Строительство выявило, что порядок компенсаций собственникам земельных участков не вполне ясен, и то, что предлагается, не всегда их удовлетворяет.
пр. Ветеранов, д.д. 78, 110 — Проектируемая трасса «Надземный экспресс» должна пройти от Дворца Конгрессов в поселке Стрельна до станции «Обухово». По пр. Ветеранов проект предполагает прохождение экспресса по эстакаде на высоте 3-4 этажа жилых домов, на расстоянии 10-20 метров от окон.