News

Росатом забрал у правительства право решать вопросы о строительстве новых АЭС

Опубликовано: 29/08/2008

Автор: Владимир Сливяк

27 августа пресс-служба Росатома распространила сообщение о том, что 13 августа глава Росатома С.Кириенко подписал приказ «Об организации работ по сооружению Балтийской АЭС (Калининградская область)».

Согласно приказу, заказчиком Балтийской АЭС назначено ОАО «Концерн «Энергоатом» (бывший «Росэнергоатом»). Атомная станция будет включать в себя 2 реактора типа ВВЭР, электрической мощностью 1200 МВт каждый, а ее проектирование должно завершиться до конца 2009 года. В соответствие с более ранними утверждениями г-на Кириенко стоимость АЭС составит около 5 млрд евро, а срок ввода в эксплуатацию первого блока — 2015 год.

Интересных деталей в этой истории несколько.

Во-первых, что делала пресс-служба Росатома две недели и чем объясняется такая задержка. Честно говоря, единственное, что приходит в голову — стремление Росатома добиться того, чтобы на это событие обратили как можно меньше внимания. Вроде как приказ появился еще 13 августа, так чего о нем писать через две недели-то.

Тем не менее, российская пресса вчера об этом активно писала. Не об экологических последствиях появления АЭС в Калининградской области и даже не об экономическом смысле проекта, а почти исключительно о политическом. Никому из журналистов центральных СМИ оказывается просто неинтересно, чем опасен этот проект, чем рискуют граждане России, что он разорителен в конце-то концов.

Зато очень интересно, что это такая политическая возня между огромной Россией и малюсенькой Литвой, которой Росатом таким образом вроде утер нос. У меня в этом случае вопрос к сторонникам великодержавности и российского империализма — не стыдно? Посмотрите вокруг — с кем вы боритесь, кого вы пытаетесь опустить? В общем все в лучших российских традициях — пни кого-нибудь, кто поменьше, чтоб не смог ответить. Самоутверждаться, так с каким-нибудь маленьким государством, у которого проблем по горло. Оправдание же всегда найти можно — вон мол они в Европейском Союзе или в НАТО каком-нибудь или еще куда вступили. С другой стороны, если в России плевать на собственных людей, так с жителями соседнего маленького государства и подавно церемониться никто не будет.

Что касается собственных людей, так они уже давно все сказали. Около 67% населения Калининградской области относится к строительству АЭС негативно (опрос Калининградского Социаологического Центра, проведенный весной 2007 года). Тем, кто особенно интересуется этим фактом, сообщу формулировку, с которой калининградцев опрашивали: "Как Вы относитесь к строительства АЭС в Калининградской области".

Оснований для такого народного мнения предостаточно: не существует ни одного полностью безопасного атомного реатора, нет технологий, гарантирующих изоляцию ядерных отходов на все то время, пока они будут излучать смертельно-высокий уровень радиации. Более того, калининградцы не хотят однажды стать свалкой ядерных отходов со всей Европы. Напомню, что российское законодательство позволяет ввозить отработавшее ядерное топливо из-за рубежа, а Калининград – ближайшая российская точка, куда их можно будет довезти, ведь для Балтийской АЭС в любом случае будет построено собственное хранилище.

Глава Росатома неоднократно заявлял, что атомные станции не будут строится там, где население относится к ним негативно, однако приказ о строительство Балтийской АЭС подписан. Теперь и  калининградцы в курсе чего стоят слова федерального чиновника — того самого Сергея Владиленовича Кириенко, который будучи премьером привел страну к страшному дефолту, от которого пострадало подавляющее количество россиян. Он никуда не делся, а продолжает радовать нас своими фееричными решениями.

Балтийская АЭС – станция «фантом». В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, принятой Правительством РФ в феврале нынешнего года, упоминается 36 новых атомных реакторов, но Балтийской АЭС в ней нет. Как не упоминается она ни в каком другом документе российского Правительства. При этом, Росатом заявляет, что для строительства этой станции будут привлечены иностранные инвесторы, которым может быть передано до 49% акций Балтийской АЭС. Остальные 51% останутся в собственности Росатома. Таким образом, не менее половины стоимости станции оплатит российский бюджет, а для этого необходимо решение Правительства, которого до сих пор нет. В целом, ситуация свидетельствует о том, что на данный момент средств для строительство Балтийской АЭС у Росатома нет.

Интересно, что Сергей Новиков, личный пресс-секретарь главы Росатома, заявил газете Moscow Times о том, что Росатому и не надо никакое решение правительства и что построят эту АЭС росатомцы за собственные деньги. Интересно, а после того, как ее построят, правительство по-прежнему не будет ничего решать? Не будет обращать внимания наверное на какую-то там АЭС у границы Литвы. Следовательно, и Ростехнадзор тут ни причем и контролировать эту АЭС никто кроме Росатома не будет. И проверять они будут сами себя. Частная лавочка, да и только.

В отношении иностранных инвесторов ситуация замечательная – ни одна иностранная компания до сих пор публично не изъявила желания участвовать в строительстве АЭС, хотя о наличии таких инвесторов Росатом и власти Калининградской области говорят уже около полугода. Группа «Экозащита!» письменно обратилась ко всем иностранным компаниям, участвовавшим за последние 10 лет в проектах сооружения АЭС в Восточной Европе, однако никто из них пока не подтвердил интерес к Балтийской АЭС. Упоминавшаяся в прессе, как интересующаяся атомной станцией в Калининграде, чешская компания CEZ ответила, что никаких решений по этому поводу не принимала. А немецкий Siemens утверждает, что вообще больше не инвестирует в атомные станции. Газета "Коммерсант" долго пыжилась, дабы хоть что-то написать об инвесторах. Давно симпатизирующее Росатому издание не могло поставить под сомнение слова боссов атомной промышленности. Поэтому просто начала перечислять все западные компании (Fortum, EOn, Enel и тп), которые когда либо появлялись на российском энергетическом рынке и что-то на нем покупали (или пытались купить). Сами компании удивлялись. Компании не подтверждали свой интерес, но "Коммерсанту" этого и не надо.

Такие мелочи, как ядерные отходы экономические издания в нашей стране не интересуют вовсе. Это Wall Street Journal пишет про то, сколько это стоит. В этом месяце например написал о том, что новая оценка хранилища ядерных отходов в США составляет почти 100 млрд долл. Цифра фантастическая даже для США и это еще одно доказательство того, насколько серьезна проблема с ядерными отходами. Ну газете "Коммерсант" это как бы неизвестно и о том, куда девать ядерные отходы Балтийской АЭС она не пишет. Чай не Wall Street Journal.

Зато "Коммерсант" любит писать о российских атомных станциях в некритических тонах, потому что написав в критических можно поиметь проблемы с Росатомом. К слову, губернатор Калининградской области Георгий Боос — большой сторонник строительства АЭС — видимо вообще не знает что такое ядерные отходы. Меньше знаешь — крепче спишь. Ну хотя я напишу, раз больше некому:

На сегодня в России накоплено около 20 тысяч тонн отработавшего ядерного топлива, содержащего плутоний, а также миллионы тонн других радиоактивных отходов. На нерешенную проблему радиоактивных отходов указывал даже Президент В.Путин на одном из собраний Госсовета, проходившего на Калининской АЭС в 2003 году.

К сведению, период полураспада плутония составляет 24 тысячи лет, а в безопасное состояние он перейдет через 10 периодов. В настоящий момент в России вообще отсутствует законодательно оформленная стратегия обращения с радиоактивными отходами, а это значит, что государство не определилось в отношении их дальнейшей судьбы. Калининградская область станет заложником этой ситуации, когда хранилище для отходов будет построено на площадке АЭС, а решение их судьбы будет постоянно откладываться из-за отсутствия надежной технологии захоронения ядерных отходов.

И рано или поздно это приведет к использованию Калининградской области в качестве свалки  ядерных отходов из Европы, ведь российское законодательство разрешает ввозить иностранное отработавшее ядерное топливо на коммерческой основе. Например, проблема с утилизацией такого топлива уже в следующем году появится на Игналинской АЭС в Литве. В Германии и Швеции, где все АЭС выводятся из строя, отходов будет ооооооочень много. Вот так возникнет в Калининградской области еще один экономически выгодный проект Росатома, который без сомнения поддержит губернатор Боос. У губернатора в голове вообще картина идеальная — он во Франции видел АЭС и свято считает, что их теперь надо понастроить повсеместно. Правда за нынешнее лето во Франции было пять крупных радиоактивных выбросов и более сотни пострадавших, но это вряд ли представляет хоть какой-то интерес для Георгия Бооса. В информационных потоках он наверняка ориентируется очень неплохо, отсекая для себя ненужную информацию.

История с калининградской АЭС по-прежнему остается весьма "мутной". Что там на самом деле с инвесторами, что должно делать или не делать правительство РФ, что будет с ядерными отходами, за какой срок в реальности можно построить современную АЭС, а это точно не 5 лет, как настаивает Росатом — все это только предстоит узнать. Эта крайне интересная инстория только-только начинается. Даст бог в ней не будет последствий, сравнимых по своей катастрофичности с дефолтом. Хотя утверждать это наверняка сейчас не возьмется никто.