Раздельный сбор мусора – миссия выполнима

ingressimage_waste-Telman.jpg

60-80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35-45%) или компостирования (25-35%). Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в едином мусоровозе ТБО, позволяет извлечь из их состава не более 11-15% вторичных ресурсов. При этом оказывается практически невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы.
Благодаря эксперименту, проводившемуся Гринпис России и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» в 2003 – 2005 годах удалось убедить руководство Санкт-Петербурга в технической возможности и экономической целесообразности широкомасштабного внедрения раздельного сбора ТБО в Санкт-Петербурге. За это время был сформирован обширный как позитивный, так и негативный опыт.

Делить на три

Главной целью раздельного сбора является разделение всего объема ТБО на три основных потока: на сухие вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмассы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль) составляющие 35-45% от общей массы; «влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, садовые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги) — 25-35%; прочие, наперерабатываемые отходы или «хвосты». К ним в каждом конкретном случае могут быть отнесены и отходы, потенциально перерабатываемые но экономически обоснованные технологии переработки в данном регионе для которых отсутствуют – например, одноразовые подгузники или композитные упаковки.
Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки (утилизации). Так, «сухие» вторичные ресурсы должны направляться на мусоросортировочные комплексы (МСК): раздельный сбор ТБО не исключает последующей промышленной сортировки вторсырья по видам, категориям и сортам, а также очистки их от некоторой доли «хвостов», которые неминуемо будут их сопровождать. Отделение «сухих» вторичных ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет, однако, предотвратить загрязнение основной доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффективность раздельного сбора и улучшить санитарные условия работающих.
С экономической и организационной точек зрения, отделение потока «сухих» вторичных ресурсов значительно проще чем «влажных». Во-первых, при изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго, до одной недели. Однако столь редкий вывоз не ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций подверженых гниению в этих контейнерах минимальна. Во-вторых, эти вторичные ресурсы имеют значительную рыночную стоимость, а значит часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована их реализацией.
В Санкт-Петербурге сейчас внедряется программа по сбору именно этого потока. Отделение потока «влажных» отходов оставлено на перспективу, когда утвердится сам принцип раздельного сбора.
На начальном этапе между участниками проекта велись оживленные дискуссии о том, по какому количеству фракций разделять поток «сухих» вторичных ресурсов на контейнерной площадке. «Технологи» говорили о достаточности «единого контейнера для вторсырья», которое будет впоследствии разделяться на МСК. «Пиарщики», напротив, считали что для лучшего понимания населением необходимо четыре разноцветных контейнера, по видам материалов: для пластмасс, стекла, металла и макулатуры. Методом «проб и ошибок» остановились на двух контейнерах: один — для бумаги, другой — для пластмасс – стекла – металла.

Пропаганда раздельного сбора

Ключевым вопросом жизнеспособности раздельного сбора является поддержка его населением на начальном этапе. Результаты эксперимента показали, что до 25% граждан готовы участвованть в сортировке ТБО сразу, как только будут установлены специальные контейнеры. Естественно, параллельно с их установкой необходимо обеспечить хотя-бы минимальнное информирование, например через вывешивание плакатов, банеров или распространение листовок. Участие этой группы людей – «агентов перемен» — позволяет уже на начальном этапе подвергать раздельному сбору 6-10% от общей массы отходов, что сразу обеспечивает положительный экономический эффект. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается ориентировочно в 75%.
Очень мешает раздельному сбору «несознательная» часть граждан, в принципе не желающая задумываться о том куда девать мусор, или читать надписи на контейнерах. Их доля также составляет около 25%. Если оставить контейнеры открытыми, они очень быстро будут заполнены обычным смешанным мусором. Поэтому контейнеры для раздельного сбора должны выполняться закрытыми, и оборудованы «приемными щелями», в которые не проходит пакет со смешанными отходами. Не следует предусматривать какие-либо запоры на крышках контейнеров «от бомжей» — это приводит к актам вандализма. Наоборот, этих людей, в данном случае, следует рассматривать как партнеров, снижающих объем отходов. Главное, чтобы крышка автоматически закрывалась.
Недостатком предложенной конструкции является невозможность сбора в контейнер больших картонных коробок, которые, однако, можно складировать рядом с контейнером для бумаги. Такая схема принята во многих городах Европы и Северной Америки (Амстердам, Торонто и др.).

Чиновник — мусору помеха

Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в Санкт-Петербурге – это не отсутствие поддержки людей, а нежелание мелких чиновников и обслуживающих организаций всех мастей «усложнять себе жизнь». Ведь переход на раздельный сбор – это не только установка цветастых контейнеров, но пересмотр и усложнение структуры, тарифной и информационной политики связанной с обращением с отходами на всех этапах – от сбора до изготовления конечной продукции. Недаром за рубежом весь этот процесс обозначается термином «recycling» или «замыкание круга». Переход на новую систему «усложняет жизнь» организациям, обслуживающие жилфонд, транспортным компаниям, и жителям, а выгоды получает муниципальный бюджет из-за снижения затрат на обслуживание и строительство полигонов. Не стоит «вешать» все расходы по раздельному сбору на эксплуатирующие орагнизации, расчитывая что весь процесс раздельного вывоза, сортировки и агитации окупится за счет реализации вторсырья. Между тем, грамотная схема взаимодействия между муниципальной администрацией и коммерческими предприятиями приведет к снижению издержек как тех, так и других.
К сожалению, раздельный сбор до сих пор существует в Санкт-Петербурге «на птичьих правах». Перевозчики вывозят раздельно собранные вторичные ресурсы за свой счет, что приводит к убыткам. В связи с этим, они не спешат выставлять все закупленные контейнеры – держат лишь некоторое количество «для пиара». Информационная работа также почти не ведется, причем часто не только жители, но и дворники не знают о назначении цветных бачков, в одно прекрасное утро появившихся на вверенной им площадке
Действия властей по организации раздельного сбора пока свелись только к закупке 4400 специальных контейнеров. Власти города еще не осознали необходимость изменения правового поля. Но гавное можно уже считать установленным: раздельный сбор в России возможен. Для его запуска необходимо лишь одно условие: наличие среди управленцев региона хотя-бы одного, заинтересованного в решении проблемы не по долгу службы, а по внутренним убеждениям.

Игорь Бабанин, Greenpeace

Игорь Бабанин