News

ЕБРР обещал надавить на Россию

Вера Пономарева/Беллона

Опубликовано: 26/05/2008

Автор: Вера Пономарева

Европейский банк реконструкции и развития будет добиваться от российских властей восстановления природоохранного законодательства и учреждения органа независимого экологического контроля. Банк также намерен внимательно следить за положением неправительственных организаций в России.

«Закон об НКО, а также другие недавние изменения в законодательстве, ставят общественные организации в очень тяжелое положение и могут привести к снижению активности существующих НКО. Я намерен следить за тем, как закон повлияет на регистрацию новых общественных организаций», — сказал Алан Руссо, политический советник банка, на встрече с НКО в Киеве.

Консультации с неправительственными организациями состоялись параллельно с ежегодным собранием совета директоров ЕБРР, которое прошло в Киеве 18-19 мая. ЕБРР проводит подобные встречи уже в течение 10 лет, для того чтобы обсудить с общественностью социальные и экологические аспекты деятельности банка.

«Десять лет назад собрание совета директоров также проходило в Киеве. Тогда у банка не нашлось средств, чтобы предоставить помещение для дискуссий с НПО, и нам пришлось самим снять небольшой зал прямо напротив места проведения официального мероприятия», — вспоминает Петр Хлобил, координатор международных программ сети «Бэнквотч».

Выразив свое беспокойство о положении общественных организаций в России, Алан Руссо попросил российских правозащитников рассказать, с какими трудностями им пришлось столкнуться после принятия закона об НКО.

«Закон стал площадкой для тотальных проверок общественных организаций, которые часто парализуют их деятельность, — рассказала председатель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова. — Проводились дублирующие проверки – прокуратуры, регистрационной и налоговой служб. Для каждой приходилось готовить материалы объемом до тысячи страниц. Многие организации теперь годами занимаются обслуживанием контролирующих органов. Все это еще в условиях зависимости судов создает негативное настроение и тревогу у многих правозащитных организаций».

Полякова отметила также, что «многие организации занимаются теперь самоцензурой, потому что уголовное право направлено на то, чтобы привлекать людей, выступающих с критикой власти, либо за экстремизм, либо за клевету, хотя на самом в их деятельности нет ни того, ни другого». К примеру, в феврале этого года уголовное дело было заведено против лидера движения «За права человека», известного правозащитника Льва Пономарева. Поводом для обвинения в клевете послужило его интервью агентству «Регнум» в котором он назвал руководителя Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрия Калинина «автором системы, которая все больше и больше утверждается в колониях: эта система садистская».

Согласно мандату ЕБРР, банк может работать в только тех странах, которые придерживаются принципов многопартийной демократии и плюрализма. Политические советники банка следят за тем, чтобы страны операций ЕБРР удовлетворяли этим критериям. Именно несоблюдение демократических принципов стало заставило банк существенно сократить свою деятельность в таких странах как Туркменистан, Узбекистан и Белоруссия.

Природоохранное законодательство в России

Экологические организации обратили внимание банкиров на ситуацию с природоохранным законодательством в России. «Нам хотелось бы донести до банка, что в России потерян механизм цивилизованной оценки воздействия на окружающую среду. Это плохо и с точки зрения участия НПО в принятии решений, и с точки зрения коррупции. У нас есть ощущение, что развал оценки воздействия на окружающую среду многократно повысил коррупционную оставляющую при выдаче разрешений на реализацию проектов», — заявил Алексей Книжников, координатор нефтегазовой программы WWF в России.

Институт экологической экспертизы проектов прекратил свое существование в России в январе 2007, после вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс. Ранее, в мае 2005 года, указом президента Путина был упразднен орган независимого экологического контроля — Государственный Комитет по охране окружающей среды. Полномочия этого ведомства были переданы Министерству природных ресурсов, выполняющему ровно противоположные функции.

«Одно из наших основных требований – восстановление агентства по охране окружающей среды, и мы надеялись, слушая речи нового президента Медведева, что такой орган будет восстановлен, но 12 мая была опубликована новая структура правительства и, к сожалению независимого агентства мы не получили. Единственное что мы получили – прибавку к названию министерства природных ресурсов, теперь оно называется «и экологии» при той же структуре», — говорит Книжников.

Экологи обратились к руководству банка с просьбой содействовать восстановлению процедур экологической оценки и экологического контроля в России. Кроме того, они потребовали от ЕБРР приостановить финансирование масштабных проектов в России до тех пор пока процедуры экологической оценки не будут восстановлены.

Короративный директор по вопросам экологии и устойчивого развития Алистер Кларк согласился с позицией экологов:

bodytextimage_IMG_1708.JPG Photo: Вера Пономарева/Беллона

«В тот момент, когда Комитет по охране окружающей среды слился с Министерством природных ресурсов, мы дали свои комментарии и выразили беспокойство в инвестиционной стратегии банка для России. Мы будем продолжать давление на российские власти для создания соответствующих административных структур, то есть независимого министерства или федеральной инспекции, как это организовано в других странах. Мы намерены добиваться этого в диалоге с Россией».

Энергетическая политика

За последние три года ЕБРР выделил 1,7 млрд евро на повышение энергоэффективности, в частности — на энергосбережение в промышленности, жилых домах, при производстве электроэнергии, а также на производство возобновляемой энергии. Среди проектов, профинансированных в России за последний год — модернизация заводов«Северсталь», замена теплосетей в Москве, Калининграде и Таганроге.

По словам Жозуе Танаки, корпоративного директора по вопросам энергоэффективности и изменения климата, препятствием для инвестиций в возобновляемые источники в России стало отсутствие правовой базы.

Экологические организации обратились к ЕБРР с просьбой содействовать изменению энергетической стратегии России. Нынешняя стратегия делает упор на угольную и атомную генерацию, при этом доля «зеленой» энергии в общем энергобалансе к 2010 году должна достигнуть всего лишь 1%. Общая позиция НКО по социальным и экологическим проблемам производства и передачи энергии, подписанная 30 российскими организациями и представленная банку, включает в себя меры по энергосбережению, децентрализацию энергоснабжения, развитие возобновляемых источников и отказ от строительства крупных ГЭС, обеспечение информационной открытости и проведение экологической оценки проектов.

Экологи обвинили ЕБРР в поддержке морально устаревшей энергетической стратегии России. Они предупредили банк, что в случае участия в строительстве энергетических гигантов, ЕБРР должен взять на себя часть ответственности за направление развития энергетического сектора в России.

Богучанская ГЭС — без денег ЕБРР

Один из таких гигантов — Богучанская ГЭС на Ангаре — упоминается в инвестиционной стратегии ЕБРР для России как потенциальный объект для финансирования. Экологи уже второй год обращаются к банку с призывом не финансировать ГЭС. Проект предполагает затопление более сотни гектаров земель — под воду уйдут леса, археологические памятники, скотомогильники и часть города Усть-Ильимск. Строительство, начавшееся еще в 1980-х и замороженное до недавнего времени, сейчас идет без государственной экологической экспертизы и каких-либо консультаций с общественностью.

«Если ЕБРР не собирается финансировать Богучанскую ГЭС, он должен сделать публичное заявление и исключить проект из стратегии ЕБРР по России», — считает Игорь Огородников из «Байкальской экологической волны». По его словам, это поможет избежать двусмысленности и поставить точку в оценке проекта банком.

«Включение проекта в стратегию для России было нашей ошибкой», — признал Алистер Кларк. Кларк добавил, что в данный момент ЕБРР не рассматривает финансирование Богучанской ГЭС. Он, однако, не исключил, что банк вернется к этому проекту в будущем.

Экологическая и социальная «ответственность» Лукойла

В 2007 году ЕБРР выделил 300 млн долларов на природоохранные мероприятия Лукойлу — компании, которая, по сведениям экологов, регулярно нарушает экологическое законодательство. Тамара Макарова из Комитета спасения Печоры привела лишь несколько примеров нарушений, которые ставят под сомнение репутацию Лукойла и его экологическую ответственность.

«Мы наблюдаем откровенное лоббирование интересов нефтяной компании со стороны чиновников», — заявила Макарова.

"Мы поднимем этот вопрос в переговорах со высшим руководством Лукойла и сообщим вам о результатах", — пообещал Алистер Кларк. Он таже добавил, что займ, выделенный банком, как раз направлен на предотвращение, обнаружение и ликвидацию нефтяных разливов, и у Лукойла не должно быть причин скрывать утечки и засыпать их песком.

Ядерная безопасность на Севере России

Проекты по ядерной безопасности в России осуществляются ЕБРР в рамках программы "Экологического партнерства стран Северного измерения" (Northern Dimension Environmental Partnership, NDEP).

В декабре 2007 года завершилась начатая еще в 2004 году разработка стратегического мастер-плана, который направлен на решение ядерных проблем на север России. В декабре мастер-план был одобрен главой Росатома Сергеем Кириенко. План включает в себя утилизацию выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок и других атомных судов российского ВМФ, ремонт и реконструкции хранилищ радиоактивных отходов.

«В 2007 году мы сделали успехи в отношении временных рамок исполнения проектов, — сказал директор департамента ядерной безопасности ЕБРР Винс Новак. — Мы смогли завершить некоторые маленькие проекты, один из них, которым я особенно доволен — автоматизированная система контроля радиационной обстановки АСКРО-2 в Мурманской области. Еще один позитивный момент — то, что Росатом обратился в МАГАТЭ для проведения оценки системы, так что ее функциональность подтверждена МАГАТЭ. Это послужило основанием для нас предложить донорам профинансировать подобную систему в Архангельске, осуществление проекта начнется в течение месяца».

Новак добавил, что в следующем году начнется работа по утилизации плавтехбазы «Лепсе».

Тем не менее, по словам координатора проектов по ядерной и радиационной безопасности «Беллона-Мурманск» Андрея Пономаренко, выполнение работ в рамках Мастер-плана идет недостаточно быстро.

«Выполнены в основном "легкие проекты", к которым мы относим разделку атомных подводных лодок, — комментирует Пономаренко. — Остается крайне тяжелой ситуация в губе Андреевой. До сих пор нет рабочего проекта по выгрузке ОЯТ из баков-хранилищ. Топливо в хранилищах продолжает деградировать, что чревато возникновением аварийных ситуаций».

В 1982 году в хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомного подводного флота в губе Андреева (северо-западная часть Кольского полуострова) образовалась течь в одном из бассейнов. Радиоактивность начала поступать в Баренцево море. Было принято решение о срочной выгрузке этого топлива в хранилище сухого типа – три больших емкости. Для этого ОЯТ перегрузили в металлические трубы, разместили в емкости, залив пространство между трубами бетоном. Планировалось, что в таком состоянии ОЯТ пробудет 3-4 года, в реальности уже прошло более четверти века. На данный момент всего в губе Андреева в сухом хранилище находятся 3059 чехлов с ОЯТ (около 22 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок). На объекте также находится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов.

Серьезная ситуация складывается и в Гремихе, где также хранятся ОЯТ жидкометаллических реакторов и РАО.

«Беллона» также обеспокоена финансовой стороной вопроса. Согласно данным «Беллоны», из определенной стоимости Мастер плана в два миллиардов евро около половины должно уйти на губу Андрееву. И это только по предварительным оценкам. Таких денег ни в российском бюджете, ни в бюджетах стран-доноров нет.