News

Реабилитация ядерных и радиационных объектов на Кольском полуострове затягивается

Опубликовано: 23/05/2008

Автор: Анна Киреева

В Мурманске на расширенном заседании общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области обсудили стратегический мастер-план «Ускорения снижения угроз на Северо-западе России».

Атомщики, экологи и представители общественных организаций познакомились с Мастер планом и обсудили совершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования Мурманской области.

Стратегический Мастер план
Основная цель стратегического Мастер плана (СМП) в ускорении снижения опасностей на Северо-западе. Он создавался как ориентир при формировании федеральных целевых программ, обоснованием для принятия стратегических решений и выбора приоритетов при финансировании проектов, а также обоснованием при выборе направлений и конкретных объектов международного сотрудничества. СМП призван помочь странам-донорам в оценке эффективности реализации проектов.

СМП начал разрабатываться в 2004 году. Работа финансировалась Европейским банком реконструкции и развития. По словам заведующий лабораторией ИБРАЭ, доктора технических наук Ремоса Калинина, на сегодняшний момент определено, что утилизация и реабилитация всех объектов должна завершиться к 2025 году. «Но мы уже не успеваем», — рассказал он.

Утилизация АПЛ практически завершена
Некоторые работы для снижения ядерной и радиационной угрозы Северо-запада России, уже выполнены. В регионе построено и введено в эксплуатацию хранилище для неперерабатываемого отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных ледоколов, утилизировано 100 атомных субмарин (осталось всего 15), 140 активных зон ОЯТ утилизированных атомных подводных лодок (АПЛ) вывезено из региона.

В губе Андреева выполнено детальное инженерно-радиологическое обследование, а в Гремихе был восстановлен объект для перегрузки отработавших выемных частей реакторов АПЛ.

Но… выполненные работы составляют малую часть
Тем не менее, по процентному соотношению с тем, что еще предстоит сделать, выполненные работы составляют лишь малую часть.

Оперативно идет работа только с утилизацией АПЛ, осталось только 20-25% не утилизированных субмарин.

Предстоит утилизировать еще 85-90% судов атомного технологического обслуживания. Практически ничего не сделано в отношении надводных кораблей с ядерными энергетическими установками — предстоит утилизировать около 95 процентов таких судов.

Проекты по пунктам временного хранения в Гремихе и в Андреевой губе выполнены лишь на 10 – 20 процентов. Работы по вывозу ОЯТ из региона реализованы менее чем на 40%, а по обращению с РАО — процентов на 10-20.
«Стоимость ликвидации всех последствий холодной войны в Северо-Западном регионе составляет около двух миллиардов евро», — рассказал Калинин на заседании общественного совета.

Говоря о системе радиационного мониторинга и аварийного реагирования, а регионе, заведующий отделом ИБРАЭ, кандидат физико-математических наук Владимир Киселёв отметил, что потенциально опасные объекты находятся под круглосуточным контролем, а сама система была усовершенствована. «Это пилотный проект. В других областях его нет», отметил он.

Отсутствие рабочих проектов и средств
«Выполнены в основном "легкие проекты", к которым мы относим разделку атомных подводных лодок», — говорит Андрей Пономаренко, координатор проектов по ядерной и радиационной безопасности «Беллона-Мурманск», — «Остается крайне тяжелой ситуация в губе Андреевой. До сих пор нет рабочего проекта по выгрузке ОЯТ из баков-хранилищ. Топливо в хранилищах продолжает деградировать, что чревато возникновением аварийных ситуаций».

В 1982 году в хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомного подводного флота в губе Андреева (северо-западная часть Кольского полуострова) образовалась течь в одном из бассейнов. Радиоактивность начала поступать в Баренцево море. Было принято решение о срочной выгрузке этого топлива в хранилище сухого типа – три больших емкости. Для этого ОЯТ перегрузили в металлические трубы, разместили в емкости, залив пространство между трубами бетоном. Планировалось, что в таком состоянии ОЯТ пробудет 3-4 года, в реальности уже прошло более четверти века. На данный момент всего в губе Андреева в сухом хранилище находятся 3059 чехлов с ОЯТ (около 22 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок). На объекте также находится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов.

Серьезная ситуация складывается и в Гремихе, где также хранятся ОЯТ жидкометаллических реакторов и РАО.

«Согласно информации полученной на заседании Совета, проект по губе Андреевой будет скорее всего готов к февралю следующего года. Но до сих пор непонятно будет ли это уже готовый, рабочий проект или предложения проектных институтов», — рассказывает Пономаренко.

«Еще одна проблема, на которой стоит заострить внимание — это обращение с дефектным отработавшим ядерным топливом, которое в больших количествах хранится в то же губе Андреевой», — говорит эксперт «Беллоны» Игорь Кудрик, — «Согласно принятой в России стратегии замкнутого топливного цикла, все ОЯТ транспортных ядерных энергетических установок должно быть переработано. Делается это на химкомбинате «Маяк» на Южном Урале, который «прославился» созданием крайне тяжелой экологической ситуацией в регионе. В Мастер плане однозначно, без оценки альтернатив, говорится, что ОЯТ должно быть вывезено на «Маяк». При этом есть оговорка, что для дефектного ОЯТ должны быть отдельные решения. Таких решения на сегодня нет».

Более того, согласно данным «Беллоны», из определенной стоимости Мастер плана в два миллиардов евро около половины должно уйти на губу Андрееву. И это только по предварительным оценкам. Таких денег ни в российском бюджете, ни в бюджетах стран-доноров нет.