News

Цена атомного наследия

Опубликовано: 14/05/2008

Автор: Владислав Ларин

Итоги международного сотрудничества в комплексной утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и реабилитации бывших баз флота на Северо-западе России и на Дальнем Востоке, а также перспективы новых атомных проектов на Северо-Западе.

На сегодня прошло уже более половины срока реализации программы "Глобальное партнерство" и можно подвести некоторые итоги этой программы, одним из приоритетных направлений деятельности которой является утилизация АПЛ, выведенных из боевого состава Военно-морского флота.

В целом можно сказать, что программа развивается достаточно динамично — по мере возможностей страны-партнеры выполняют данные обещания, а доля финансирования работ в рамках "Глобального партнерства" со стороны России к моменту ее завершения в 2012 г. планируется в объеме 6 млрд. долл. вместо заявленных ранее 2 млрд. долл.

Международная программа "Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения", была учреждена на встрече глав государств G8 в Кананаскисе (Канада) 27 июня 2002 года. Тогда было решено выделить в течение 10 лет сумму в 20 млрд. долларов США для осуществления конкретных проектов в этой сфере в России. На первом этапе государствами-донорами выступили США, Россия, Германия, Италия, Великобритания, Франция, Канада, Япония. В 2003 году к программе присоединились Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Польша, Нидерланды, Европейский банк реконструкции и развития, программа АМЕК.

Норвежские проекты в рамках программы "Глобальное партнерство"
О проектах, которые реализует Норвегия в рамках программы "Глобальное партнерство" рассказал на конференции "Международное сотрудничество по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР" в апреле 2008 года советник NRPA Morten Sickel. В его выступлении были названы три основных направления работ.

Во-первых, в настоящее время Норвегия участвует в финансировании утилизации четырех выведенных из эксплуатации АПЛ, причем в рамках этих работ укрепляется сотрудничество как с российским властными структурами, так и коллегами из Великобритании. Дополнительно к этому Норвегия в партнерстве с Великобританией планирует оплатить утилизацию еще одной — пятой АПЛ, которая была доставлена из Гремихи на судоремонтный завод (СРЗ) "Шквал" (пос. Полярный) летом 2007 г. По всей видимости это будет последняя АПЛ, утилизируемая в рамках "Глобального партнерства", поскольку основная часть снятых с эксплуатации АПЛ уже дождались своей очереди.

Вторым важным направлением работ является очистка мест временного хранения "лодочного" отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), находящегося в губе Андреева с транспортировкой его в места более длительного хранения. Поскольку Губа Андреева располагается всего в 60 км от норвежской границы, желание этой страны участвовать в работах, направленных на снижение угрозы от ОЯТ, вполне понятно.

Третье направление — участие в совершенствовании нормативного регулирования тех опасностей и рисков, с которыми связано существование атомного комплекса на Северо-Западе России.

В губе Андреева продолжаются исследования радиационной обстановки и делаются неприятные открытия относительно состояния ОЯТ в сухих хранилищах и реальных уровней радиации, с которыми предстоит бороться.

Вторая по важности проблема — завершение строительства в губе Сайда комплекса для хранения различных типов радиоактивных отходов (РАО). Прежде всего речь идет о пункте (площадке) для долговременного хранения так называемых "радиоактивных источников закрытого типа" — ПДХ РИЗТ (так на своем жаргоне атомщики называют одноотсечные реакторные блоки, вырезанные из корпусов АПЛ) вместимостью 174 блока, а также создание регионального центра подготовки и длительного хранения РАО РАО- емкостью 100 тыс м3.

В настоящее время завершен первый этап работ — на площадке установлены 25 реакторных блоков весом 1.600 т каждый. Завершение работ по созданию этого комплексного хранилища (при условии выделения соответствующего финансирования) намечено на 2015 г.

Кроме обычных АПЛ, находящихся в "отстое" или уже разрезанных на части (утилизированных) на флоте есть несколькотри АПЛ с поврежденными аварийными реакторами (расплавленными "активными зонами" — как их называют атомщики), которые ждут «особого» решения. Реакторы на этих лодках были выведены из строя в результате серьезных радиационныхядерных аварий (неуправляемого разгона, взрывов реактора или потери теплоносителя из первого контура) и вопрос — что с ними делать — остается открытым.

Затопление РАО и ОЯТ в морях и океанах
Известно, что все страны-участники "ядерного клуба" на начальных этапах развития атомных технологий избавлялись от РАО затапливая их в морях.

Также ядерные отходы и радиоактивные источники (реакторы и ядерные боеголовки) оказывались на морском дне в результате аварий и катастроф.

Систематизировать известные источники радиации советского происхождения и принять меры для снижения исходящей от них угрозы — одна из задач, стоящих перед Россией.

На конференции "Международное сотрудничество по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР" было сообщено, что радиоактивность всех затопленных СССР РАО возле берегов Новой Земли примерно в полтора раза меньше, чем радиоактивность ядерного топлива, содержащегося в реакторах затонувшей 30 августа 2003 года АПЛ К-159.

Пока защитные барьеры сдерживают распространение радиации, но в ближайшие годы радиационная ситуация в регионеточке затопления может резко ухудшиться.
Среди озвученных достижений последних лет — обнаружение затопленных ранее трех реакторов ледокола "Ленин" и части контейнеров с затопленным ОЯТ из реакторов этого судна.

Применение подводных аппаратов с ЯЭУ мирного назначения в Арктике
С того времени, как стала очевидна необходимость снятия с эксплуатации большого количества АПЛ, российские атомщики обдумывают варианты применения подводных атомных кораблей для мирных целей.

Скажем, 10 лет назад обсуждалась возможность перевозки на старых АПЛ под льдами Ледовитого океана полезных ископаемых из Заполярья, а в качестве встречной перевозки — снабжение этого региона продовольствием и жидким топливом. По причине своей абсурдности эта идея отпала сама собой, но желание применить транспортные ядерные энергетические установки (ЯЭУ) в Арктике у атомщиков осталась.

Так родилась идея (проект) использования подводных аппаратов с ЯЭУ в Арктике для бурения скважин в подледных условиях на газовых месторождениях Баренцева моря. Эту идею в течение последних лет активно продвигают сотрудники ЦКБ "Лазурит" из Нижнего Новгорода — там в советские времена проектировались АПЛ с ЯЭУ.

Дело в том, что потребность в освоении арктического шельфа наталкивается на суровость климатических условий (продолжительное оледенение морей, большое количества айсбергов в "теплый" период, сильные ветры), поэтому идея бурить с погруженных платформ или подводных аппаратов представляется возможной. Правда, упоминание о ЯЭУ отпугивает инвесторов. Проект получается не только дорогостоящим, но и не очень приемлемым с точки зрения оценки риска.

Оценка безопасности ПАТЭС
Ситуация вокруг строительства плавучей атомной тепловой электростанции (ПАТЭС) остается не до конца понятной. Вроде бы корпус для нее строят на предприятии Северодвинска, но тип реактора тип пока не выбран — одни предлагают установить одну из имеющихся моделей реактора, другие считают, что необходимо создавать специализированную конструкцию. Дело темное, поэтому эта тема широко не обсуждалась.

А вот безопасность взаимодействия системы ПАТЭС с окружающей средой и причальными сооружениями стала предметом внимательного рассмотрения. Согласно приведенным сведениям, первую строящуюся станцию планируется установить в бухте Никольское устье в Северодвинске — с целью выработки электроэнергии для снабжения города. Но выбранное место имеет ряд недостатков, которые делают эту идею трудновыполнимой.

Среди этих недостатков:
• в районе планируемой установки станции обнаружены следы как современных, так и древних тектонических процессов;
• для установки станции необходимо провести углубление дна на 12 м, что способно радикально ускорить сползание подводного грунта в местах расположения 108 хозяйственных объектов — которые будут разрушены или вместе с грунтом начнут сползать в море;
• совершенно не изучена последствия обрастания корпуса станции водными организмами в условиях возможного прогрева воды вокруг объекта до +40˚С;
• моделирование циркуляции охлаждающей реакторы ПАТЭС воды в заливе показывает, что возможно нарушение охлаждения реактора;
• предполагаемое крепление ПАТЭС к причалу способно разрушить корпус станции с последующим ее затоплением.

В связи с этим можно сказать, что проект ПАТЭС — как в части применения реакторной установки, так и в части установки станции — остается недостаточно проработанным. Очевидно, что его реализация приведет к снижению ядерной и радиационной безопасности региона.

Владислав Ларин по материалам конференции "Международное сотрудничество по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР" (16-18 апреля 2008 г. в Московском Центральном НИИ управления, экономики и информации Росатома — ЦНИИАТОМИНФОРМ )