News

Плавучая АЭС при шельфовой добыче газа – двойная угроза Арктике

Опубликовано: 10/02/2008

Автор: Галина Рагузина

Чрезвычайно опасная, по мнению экологов, идея использования атомных станций - плавучих или подводных - в качестве источника электроэнергии для удаленных морских нефтегазовых месторождений находит поддержку не только у российских нефтегазопромышленников, но и у их норвежских коллег.

«Концепция подводной атомной станции имеет потенциал для автономного энергообеспечения подводных месторождений при низких капиталовложениях и достойна дальнейшего исследования», — заявил директор по эксплуатации компании JP Kenny Norge AS Питер Биркеленд на 6-й Российско-норвежской нефтегазовой конференции «Партнерство компаний нефтегазового сектора в освоении шельфа», состоявшейся 30-31 января в Калининграде.

Как отметил Биркеленд, важный вклад в разработку такой автономной подводной АЭС мощностью 50-100 МВт, которая может быть создана на базе ледокольной атомной установки, должна внести российская наука и промышленность.

Эта идея нашла мгновенный отклик у присутствовавших на конференции представителей российской науки. Директор Центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов ЦНИИ судостроения им. академика А.Н.Крылова Евгений Аполлонов заметил, что в России разработан проект плавучей атомной станции: « В этом проекте использован опыт создания атомных ледоколов. Наш институт принимал активное участие в обеспечении этого проекта, и этот проект показывается, что на основе ледокольного реактора реально создать атомную станцию».

bodytextimage_skretting_appolonov.jpg

«С другой стороны, — продолжил ученый, — в институте накоплен обширный опыт создания подводной техники, и, в-третьих, можно было бы рассматривать проект создания подводной атомной электростанции, например, на базе вышедших из эксплуатации подводных лодок».

С презентацией проекта плавучей атомной станции (ПАЭС) выступил генеральный конструктор ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», бывший заместитель директора ЦКБ «Лазурит» Станислав Лавковский: «Это платформа, на которую садятся 4 атомных энергоблока КЛТ40-С мощностью 35 МВт каждый, отслужившие 35-летний срок службы на наших ледоколах».

По мнению Лавковского, плавучая АЭС является оптимальным решением энергообеспечения добычи и транспортировки углеводородного сырья на шельфе, выбором которого занимается сейчас «Газпром».

Недавно «Газпром» в очередной раз выразил заинтересованность в использовании плавучих атомных энергоблоков для своих проектов на полуострове Ямал и Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Об этом сообщил член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк в ходе состоявшегося 24 января совещания руководящих сотрудников «Газпрома» и Федерального агентства по атомной энергии.

«Нам потребуется три плавучих АЭС для энергообеспечения разработки месторождений на Ямале и Штокмане. Некую точную зафиксированную цифру количества необходимых АЭС покажет технико-экономическое обоснование, которое мы проведем», — сказал Будзуляк.

20 ноября 2006 года в центральном офисе «Газпрома» представители концерна "Росэнергоатом" провели презентацию проекта "Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) – перспективы энергообеспечения объектов нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов на шельфе северных морей и полуострове Ямал", но газовый монополист пока не торопился купить предложение Росатома.

«Газпром» довольно пассивно относится к этой работе, — говорит Лавковский. — За эскиз проекта, за экспертизу все проплачено, но дальнейшие ходы «Газпром» не желает делать без финансовых партнеров».

«Если кого-то из наших норвежских друзей это заинтересовало, то мы готовы к любым партнерским отношениям, чтобы пробивать и продавливать эту систему дальше», — продолжил он, указав на наличие опыта сотрудничества с норвежскими коллегами в ходе международного проекта «Оценка влияния радиоактивных отходов (РАО) атомного флота на радиационную обстановку в территориальных водах России».

«К этим вещам мы можем относиться очень даже грамотно, и с норвежской экологической фирмой «Беллуна» мы разговаривали на хорошем профессиональном языке и без лишних опасений», — отметил Лавковский.

В ходе упомянутого проекта была создана база данных об объектах с РАО, затопленных в российской Арктике, которая позволяет исследовать влияние РАО на радиационную обстановку и определить пути предотвращения опасных экологических последствий, а также оценить риск для населения, проживающего в прибрежных зонах в непосредственной близости от источников возможного радиационного загрязнения морей кораблями с ядерной энергетической установкой.

Однако «Беллона», наряду с другими экологическими организациями, выступает против строительства плавучих атомных станций и предупреждает, что ПАЭС представляют собой объекты, способные многократно повысить риск радиационного загрязнения морей и прибрежных зон, в частности российской Арктики.

Разработчики проекта настаивают на его безопасности. «Почему именно такое решение предлагается? — объясняет Лавковский. — Потому что в море нельзя выполнять рискованные работы, эти работы, связанные с перезарядкой топлива, обязательно должны проводиться на тех заводах, где есть все для этого необходимое, в первую очередь, это заводы «Нерпа» и «Звездочка», если говорить о северном регионе».

Это пояснение, впрочем, никак не умаляет опасности ПАЭС как хранилища РАО, поскольку хранить отработавшее топливо, которого за срок службы станции накопится несколько десятков тонн, предполагается непосредственно на самой АЭС. Кроме того, указывают экологи, авторы проекта не объясняют, каким образом автономная станция, не имеющая обслуживающей инфраструктуры, будет справляться со штатными и внештатными радиационно-опасными ситуациями, последствия которых могут оказаться тем более непредсказуемыми в связи с климатическими и природными особенностями северных морей.

«Комментировать общую идею плавучей АЭС и трудно и легко, — сказал корреспонденту «Беллоны.Ру» заслуженный эколог РФ, председатель владивостокской общественной организации «БРОК» Анатолий Лебедев. — Трудно, потому что пока нет никакой конкретики. Легко, потому что я как корабельный инженер и эколог с 20-летним стажем и так знаю, что в этой идее плохо, глупо и что опасно. Плохо то, что атомщики никогда не вводят в экономические расчеты затраты на покрытие своих долгов жертвам Чернобыля и Чажмы, на утилизацию всех отходов и самой станции, на разработку полноценной технологии утилизации, на адекватный мониторинг».

Экологи Архангельской области, где на предприятии «Севмаш» в настоящее время строится первая плавучая атомная станция, также чрезвычайно обеспокоены этим проектом. «Поморье стало площадкой реализации нового опасного эксперимента — плавучих АЭС, отбрасывающего нас к дочернобыльской эре бездумного распихивания ядерных объектов повсюду и везде. Люди, для которых ядерная отрава — их хлеб, толкают нас в это прошлое. Мы не хотим повторения безумной ядерной гонки, неизбежно заканчивающейся взрывами, смертью и страданиями многих тысяч людей», — говорится в открытом обращении архангельской экологической организации «Этас» к жителям области.