News

Прогулка вдоль мазутного ручья

У Дулёва ручья
Юлия Ожаровская

Опубликовано: 12/01/2008

Автор: Андрей Ожаровский

Чтобы попасть в зону крупного разлива нефтепродуктов уже не надо ехать в Республику Коми или в далекую Сибирь, где такие аварии, увы, не редкость. Вечером 5 января более 500 тонн мазута разлили рядом с Москвой, в космическом наукограде городе Королёве, всего в 10-и километрах от МКАД.

Внезапно выяснилось, что я оказался в районе экологической катастрофы. 11 января в новостном выпуске Рен-ТВ бегущая строка сообщила, что в Королёве произошел разлив мазута, загрязнен Дулёв ручей. Живу я рядом — в Щелковском районе на границе с Королёвым. Узнав об аварии, о рапортах бравых сотрудников МЧС, уверявших что никакой катастрофы не произошло я решил собственными глазами посмотреть, что же происходит на Дулёвом ручье. Оказалось – происходит много удивительного и загадочного… Но расскажу сначала о фоне, на котором продолжает развиваться эта экологическая катастрофа.

Городок полусекретный…

Разлив произошел из огромного резервуара с топливом на территории Открытого акционерного общества Ракетно-космической корпорации "Энергия". ОАО РКК "Энергия" – огромное предприятие, весьма секретное. Но всем в округе известно, что делают там спутники, детали космических ракет, там же расположен знаменитый ЦУП – Центр управления космическими полетами. В детстве родители мне читали про космонавтов: "Есть в стране малозаметный, городок полусекретный – окружал его забор". Это как раз про Королёв – в 1970-х город назывался подмосковным Калининградом, въезд иностранцев был запрещен, посещение города гостями не приветствовалось.

 Сейчас все проще. Шифроваться перестали, город переименовали в честь Генерального конструктора ракет Сергея Королёва, даже у первой проходной РКК "Энергия" поставили знаменитую ракету Р-7, гагаринскую. Доехать до города можно на электричке – 30-40 минут, проверки документов при въезде нет. "Фирму" Королёва в 90-х акционировали, часть акций попала в госсобственность, часть раздали сотрудникам, потом их какие-то дельцы скупали. "Фирме" дали название ОАО РКК "Энергия", видимо в память о уже давно не летающей ракетной системе "Энергия", что один раз успела запустить в космос советский "челнок" – корабль "Буран".

Однако, предприятие режимное, является крупнейшим работодателем в городе, к тому же, ТЭЦ предприятия снабжают теплом близлежащие кварталы.

Загадка первая – как и когда произошел разлив?

Мне не удалось найти в СМИ каких-либо комментариев представителей виновника катастрофы. Нет сообщения об аварии и на сайте корпорации, он не обновлялся с прошлого года. Не было сообщений ни о времени, ни о причинах аварии. Выглядит это более чем подозрительно. По данным МЧС авария произошла 5-го вечером, а первые сообщения о ней появились только 8-го, когда ручей уже был залит мазутом, что вызвало гибель уток и тревогу местных жителей.

Течь огромного резервуара с топливом – это серьезная технологическая авария. Сообщило ли руководство ОАО РКК "Энергия" о разливе в органы МЧС и администрацию Королёва? Были ли предприняты необходимые меры по недопущению попадания мазута за пределы промплощадки?

Сокрытие информации об аварии – это преступление. Например, Федеральный закон №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , ст. 6 «Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Очекидно, что если об аварии не сразу доложили, то к ответственности должно быть привлечено руководство ОАО РКК "Энергия".

По технологии, каждый резервуар с мазутом должен быть обвалован, то есть, окружен как минимум земляным валом такой высоты и такого диаметра, чтобы в случае разлива топливо не растекалось бы по территории и осталось бы в пределах вала. Был ли прохудившийся резервуар обвалован? Как и почему мазут попал в городскую канализацию? Эти важные вопросы я попробую задать руководству ОАО РКК "Энергия" в понедельник, когда заработают служебные телефоны.

По словам сотрудников предприятия – 5-го января, несмотря на выходной, многих вызвали на работу. Говорят, в одном из "изделий" обнаружили брак, пришлось устранять в авральном порядке. Стал ли аврал причиной разлива или сотрудников вызвали для ликвидации аварии неизвестно, подписку о неразглашении тут строго соблюдают…

Загадка вторая – как мазут попал в ручей?

Дулёв ручей находится более чем в полутора километров от места разлива. Между предприятием и ручьем – жилые кварталы. Вокруг забора предприятия следов разлива нет, правда ветер доносит сильный запах мазута. Но понять, где именно на огромной территории произошел разлив, лишь по запаху затруднительно. Но это не такая сложная загадка – похоже, что на предприятии решили спустить мазут в канализацию, тем самым превратив промышленную аварию в экологическую катастрофу и переложив ответственность за ликвидацию ее последствий на МЧС.

Загадка третья — что нам ждать весной и летом?

Официально заявлено, что мазут попал в ливневую канализацию и оттуда в ручей. Получается, что минимум полтора километра коллекторов, проложенных под кварталами Завокзального района города, загрязнены мазутом. На улице Садовая, которая ведет от станции Подлипки к истоку ручья, запах мазута ощущается у решеток ливневки, проложенной вдоль улицы. Ливневая канализация — это разветвленная система каналов, находящаяся подо всем городом. Как можно очистить ее от мазута? Возможно технологии есть, но это довольно сложная и дорогостоящая работа.

Что произойдет весной, когда застывшие сейчас тяжелые фракции мазута нагреются и потекут? Что будет с мазутом, впиравшимся в бетонные стенки коллекторов? Вскрывать всю ливневку, производить полную замену труб – дорого и вряд ли возможно в районе многоэтажной застройки. Можно ли эффективно отмыть мазут от бетонных труб, да еще под землей? Скорее всего, весной и летом этого года можно ожидать не только появления неприятного запаха, но и превышения нормативов содержания паров нефтепродуктов в воздухе. Вблизи Садовой улицы расположены детский сад и две школы, №11 и №12. Что ожидает учащихся в мае – закрытие школ или занятия при наглухо закрытых окнах?

У истока ручья – выставка МЧС

Дулёв ручей берет свое начало из ливневой канализации на окраине города. Скорее всего, изначально исток его находился как раз в районе территории предприятия, в болотистой низине. При строительстве города ручей попал в коллектор и стал частью той самой ливневой канализации. Из-под кварталов города, пересекая Болшевское шоссе, он выходит в сосновый перелесок, место отдыха, пикников и лыжных прогулок. Эта роща когда-то была частью огромного лесного массива, Лосиного острова. Часть улиц Королёва, примыкающих к роще старожилы все еще называют "просеками".

У истока ручья, близ строящегося очередного делового центра, на опушке рощи развиваются флаги МЧС. Похоже, здесь устроили то ли штаб, то ли показательную выставку — стоят несколько нарядно окрашенных автобусов и КАМАЗов. Рядом — экскаватор, о котором бодро рапортовали в новостях. Правда он никакой полезной работы не выполняет, да и стоит на удалении от ручья. Возможно, это экскаватор с соседней стройки. Сводка МЧС сообщает, что в работах на ручье задействовано 51 единица техники. Если в это количество входят фирменные микроавтобусы, то четверть "техники" сосредоточено на этой опушке. Непонятно, как микроавтобусы могут участвовать в очистке ручья… Но ясно, что для красивого отчета и простаивающие автобусы, и 5 КАМАЗов, стоящих без дела у городской пожарной части вдали от залитого мазутом ручья вполне могут сгодиться.

Часть площадки с техникой уже огорожена свежим дощатым забором. Вокруг снуют люди в форме МЧС и милиции, но, конечно, тут никто с мазутом не работает – ручей-то дальше. Вежливая сотрудница пресс-службы МЧС интересуется, какое СМИ я представляю, и тут же сообщает, что погибших в мазуте птиц уже убрали, что работы ведутся, что мазут не сможет попасть в Клязьму.

Угроза реке Клязьма

Это заявление, что угрозы для Клязьмы нет, постоянно звучит в комментариях МЧС, распространяемых в СМИ. Дулёв ручей через 3-4 километра впадает в речку Клязьма. А ниже по течению на Клязьме расположены города Щелково, Ногинск, Павловский Посад, Электросталь, Орехово-Зуево, Владимир, Ковров… Конечно, во Владимирской области Клязьма превращается в крупную реку, вбирая в себя по пути множество притоков, и возможное загрязнение будет сильно разбавлено. Но для городов Московской области, особенно для близлежащего Щелково загрязнение Клязьмы может создать большие проблемы. Почему-то не очень верится, что безопасность Клязьмы, дающей питьевую воду многим, в том числе и моей семье, гарантирована…

Дулёв ручей в лесу — лес бочек

 Я решил проверить, где и как остановлен мазут – и пошел вдоль многострадального ручья. Чуть ниже того места, где МЧС демонстрирует наличие техники и уверенность в себе, к моему удивлению, у ручья не видно ни одного рабочего, вообще ни кого. Мазутная жижа толстым слоем течет по руслу ручья, вдоль которого стоит около сотни бочек, наполненных городским мусором и собранным ранее мазутом. Накануне в телерепортажах было показано как солдаты, стоя по колено в мазуте, вычерпывают его из ручья в эти самые бочки. Теперь тут нет ни тележурналистов, ни солдат, только полные мазутом бочки в сосновом лесу.

Совершенно не ясно, как эти бочки собираются вывозить из леса – вокруг деревья, дороги для подъезда техники нет, а бочки тяжелые – по 150-200 кг…

И главное — мазут-то течет. Течет сквозь городок МЧС, мимо бравых командиров и пресс-секретарей, мимо КАМАЗов и экскаватора. Ему, мазуту, все равно – течет он вниз, в направлении Клязьмы. Ладно, надо идти дальше – может ниже по течению поток мазута как-то остановлен…
 
Питьевая вода – над потоком мазута

Вытекая из рощи, ручей ныряет в две бетонные трубы и проходит под очень важным объектом – Акуловским водоводом, по которому питьевая вода доставляется в Королёв и Москву. Вода в водоводе течет по огромным трубам, присыпанным грунтом. Понятно, что питьевая вода изолирована от окружающей среды и прямой угрозы водоснабжению Москвы. Но, тем не менее, от такого соседства становится страшно – зона водовода всегда строго охранялась, вокруг стоят таблички "Зона санитарной охраны. Нахождение посторонних лиц строго запрещено".

Сотрудники МЧС в форменных куртках прогуливаются по насыпи водовода, явно без дела, лениво болтая о разном. Некоторые стоят с другой стороны насыпи вдоль ручья, но тоже не работают. У начальников – рации. Наверное, в случае приезда съемочной группы телевидения поступит сигнал – и работа «закипит». Точнее закипит «работа»…

Фанера – не преграда

Со стороны рощи трубы для ручья забиты фанерными щитами. Но с другой стороны из-под водовода все равно вытекает мазутная жижа. Фанера не может полностью остановить течение мазута, но у преграды его скопилось больше, чем в других местах. Тут удобно было бы продолжать вычерпывание, но вокруг – никого, тишина, лишь бульканье мазута и журчание ручья, пробивающегося между фанерными щитами.

Ниже по течению я увидел еще две фанерных преграды – странная технология… Конечно, если как-то остановить текущий по поверхности воды мазут, сделав не доходящую до дна преграду, то перед такой плотинкой быстро скопится довольно много мазута, а относительно чистая вода будет протекать под преградой. Но тогда скопившийся мазут надо интенсивно вычерпывать, но какие-то работы мне удалось увидеть лишь на доном участке ручья.

Мазут в дачном поселке — мертвые колодцы и помпа

После того, как ручей пересек водовод он течет по окраине дачного поселка, точнее, зоны малоэтажной застройки коттеджного типа. По иронии, более бедные строения расположены вдали от зловонного ручья, а роскошные "таунхаусы" богатых сограждан стоят вдоль берега. На улице, идущей вдоль ручья – красиво оформленный колодец. Не знаю, проникнет ли мазут в грунтовые воды, дойдет ли до колодца.

Поперек ручья натянуто несколько пластиковых поплавков с невысокими гребнями – боновые заграждения. Но такой тип заграждений разработан для ограничения площади нефтяных разливов в море, где нефтепродукты тонкой пленкой растекаются по поверхности. Для ручья боны вряд ли подходят – он же течет, мазут постоянно собирается – и если его не удалять (а этим никто не занимается), то скопившийся мазут спокойно обтекает заграждения – или сбоку – или под поплавками…

После дачного поселка ручей опять ныряет в трубу, перед входом в которую – снова преграда, теперь из добротных досок. Тут же – современная мотопомпа, правда бездействующая. Бойцы МЧС, находящиеся поблизости ее охраняют. Говорят, приезжала цистерна, откачали 15 или 20 тонн мазутно-воздушной смеси. Но пока помпа бездействует, мазут накапливается перед деревянной преградой и длинными языками утекает дальше – в трубу. На это все очень удобно смотреть с пешеходного мостика по которому иногда проходят жители поселка. Один из них начал советовать мчсникам ловить мазут какой-то мелкоячеестой сеткой. «Нам, вот лопаты раздали – мы и работаем», — отшутился один из бойцов показав на ряд бочек, заполненных мазутам, наверное, еще вчера. Бочки эти никто не вывозил, хотя в этом месте есть удобный подъезд прямо к ручью.

Близ кладбища — оживление

Далее ручей течет по территории, которую можно описать как задворки промплощадки. Это тылы Королевского автотранспортного предприятия, других гаражей. Ручей здесь снова течет в трубах, конечно, никаких работ по очистке этого участка не производится.

Выныривает он на поверхность метров через 300 и течет вдоль тыла городского кладбища. И тут – ура! – я впервые увидел людей, занимающихся очисткой. 20-30 человек в костюмах химзащиты лопатами вылавливали мазут и собирали его в бочки. Человек 5 с видимым трудом на самодельных салазках толкали наполненную бочку вдоль ручья к месту, куда могут подъехать машины. Технологии – времен строительства Египетских пирамид. Бочка весит килограмм 150-200, толкать ее тяжело, но бойцы работают. Вспомнилось про сообщение МЧС о 51-й единице техники, якобы работающей на очистке ручья. И об участии в этих работах 231-го человека. Что ж 10% от заявленного числа бойцов я действительно видел в работе – все же неплохой результат. С техникой – результат хуже, но, возможно, она как-то замерла и разъехалась именно на то время, что я ходил вдоль ручья.

После кладбища ручей снова уходит в трубу – на этот раз под частные гаражи. И тут опять деревянная плотинка и перед ней несколько боновых заграждений. Впервые вижу боны с сорбентом. Они похожи на плавающие в ручье размокшие матерчатые матрасы. В ткань завернуты волокна, впитывающие мазут. Это безусловно, эффективное приспособление, но насыщенные мазутом «матрасы» надо регулярно заменять свежими – надеюсь это будут делать.

Но сейчас – и после всех плотинок и боновых заграждений ручей уходит в трубу с солидным содержанием мазута.

Труба под гаражами

Под территорией гаражей ручей в трубе идет довольно долго – несколько сот метров. Очевидно, что соседство с гаражами не прибавляет чистоты воды ручья, конечно, и смазка и нефтепродукты с обширной территории гаражей смываются и попадают в ручей. Непросто было найти выход ручья на поверхность после гаражей – территория огромная, рядом расположены несколько гаражных кооперативов.

После гаражей мазута в ручье пока не видно

И вот, — труба – из нее течет мутная вода – и – ура! – без бляшек мазута, даже без запаха! Чудо! Или просто пока мазут не протек через длинные, и, наверное, заиленные, трубы.

Надо ждать – я обещаю прийти туда завтра и рассказать об увиденном.