News

Ядерное разоружение пора возобновить, считают эксперты и общественность

Bellona ship M/S Genius near Novaya Zemlya in 1990, demonstrating against Russian and American nuclear bomb tests. "Stop the nuclear bomb tests in Nevada and at Novaya Zemlja," says the banner in Russian.
Thomas Nilsen/Bellona

Опубликовано: 24/12/2007

Автор: Галина Рагузина

«Неудобная правда» о глобальном потеплении — не единственная в своем роде, считает бывший глава МАГАТЭ и бывший главный инспектор ООН по вооружениям Ханс Бликс. Есть еще одна «неудобная правда» — риск возникновения новой волны ядерного распространения, если мировые лидеры не вступят в серьезные переговоры о ядерном разоружении.

«Окно, открывшееся по окончании «холодной войны», оставили хлопать на ветру. Пришло время распахнуть его и идти к совместному обеспечению безопасности, которое устранило бы риски, связанные с ядерным оружием», — считает доктор Бликс, рассказавший о своих опасениях корреспонденту «Беллоны.Ру».

Общественность ядерных держав против ядерного оружия
Не дожидаясь необходимых для этого изъявлений политической воли своих лидеров, жители США и России уже сейчас выступают в поддержку пошагового сокращения ядерной угрозы вплоть до полного уничтожения ядерных арсеналов. Об этом свидетельствуют опубликованные в ноябре 2007 года результаты опроса общественного мнения, проведенного в этих странах.

Опрос был разработан сайтом WorldPublicOpinion.org совместно с Центром исследований в области международной безопасности Университета Мериленда (CISSM) и проведен в период 14-24 сентября аналитической компанией Knowledge Networks в США и Левада-Центром (Аналитический центр Юрия Левады, ранее — Аналитическая служба Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)) в России. Количество респондентов в США составило 1247 человек, в России – 1601.

«В противоположность тому, как нарастает напряженность между нашими правительствами, общественность в США и России демонстрирует энтузиазм в отношении эффективных совместных усилий, направленных на сокращение ядерной угрозы», – комментирует данные опроса директор WorldPublicOpinion.org Стивен Кулл.

Большинство американцев и россиян поддерживают такие меры, как отмена состояния повышенной боевой готовности ядерных вооружений, значительное сокращение ядерного арсенала, запрет на производство ядерных материалов, пригодных для изготовления ядерного оружия, а также – при наличии усовершенствованных методов международного контроля – полная ликвидация ядерного оружия.

Эти меры соответствуют ключевым элементам плана «Мир без ядерного оружия», разработанного группой высокопоставленных американских политиков, включая двух бывших государственных секретарей Джорджа Шульца и Генри Киссинджера, бывшего министра обороны Уильяма Перри и бывшего председателя Комиссии по вооруженным силам Сената США Сэма Нанна, и впервые опубликованного в Wall Street Journal 4 января 2007 года.

Согласно этому плану, одним из первых шагов является отмена состояния боевой готовности в отношении ядерного оружия, благодаря чему увеличится период предупреждения и сократится опасность случайного или неполномочного запуска. Эту идею поддерживают восемь американцев из десяти (64%) и два россиянина из трех (59%).

Граждане обоих государств также приветствуют резкое сокращение ядерных арсеналов. 88% жителей США и 65% жителей России одобряют российско-американский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, предусматривающий сокращение ядерных вооружений до двух тысяч единиц с каждой стороны к концу 2012 года. При этом большинства американцев (71%) и более половины россиян (55%) считают, что этого уровня стоит достичь раньше.

Более того, 71% американцев и 58% россиян считают, что ядерные арсеналы обеих стран должны быть сокращены до уровня, сравнимого с арсеналами других ядерных стран: 59% американцев и 53% россиян поддерживают сокращение ядерных вооружений до 400 боеголовок (против высказались 38% опрошенных в США и 21% в России).

Большинство американцев (92%) и россиян (65%) уверены в необходимости мониторинга и контроля над осуществлением этого процесса (сокращения) со стороны такого международного органа как Организация объединенных наций.

Американцы и россияне поддерживают также конкретные шаги, направленные на увеличение прозрачности между ядерными державами. Как в США (75% при 22% против), так и в России (52% при 24% против) большинство одобряет заключение ядерными государствами соглашения об обмене информацией о количестве имеющегося у каждой из них ядерного оружия и ядерных материалов, пригодных для использования в военных целях.

Общественность также выразила сильную поддержку Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который налагает запрет на любые ядерные испытания, тем самым затрудняя разработку и усовершенствование ядерного оружия. Для того чтобы ДВЗЯИ вступил в силу, его должны ратифицировать 44 государства, которые обладают потенциалом создания ядерного оружия и перечислены в приложении к документу. Договор был открыт для подписания 24 сентября 1996 года, Россия ратифицировала документ в 2000 году, США отказались от ратификации в 1999. Восемь из десяти американцев и россиян одобряют участие их стран в договоре: как выяснилось, 56% американцев ошибочно полагают, что их страна уже является участником договора.

Поддержку получила и идея усиленного международного контроля над ядерными материалами оружейного качества, как средства предотвращения распространения ядерного оружия или изготовления «грязной бомбы» террористами. 64% американцев и 55% россиян одобряют международный запрет на дальнейшее производство расщепляемых материалов, пригодных для создания ядерного оружия.

Провал ДНЯО
73% американцев и 63% россиян уверены в необходимости полного ядерного разоружения. При этом 79% жителей США и 66% жителей России считают, что их правительства недостаточно активны в достижении этой цели, установленной Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Подписанный в 1968 году, Договор был заключен с целью отказа от ядерных вооружений во всем мире. Безъядерные страны были призваны взять на себя обязательства не разрабатывать ядерное оружие, а ядерные державы, которых в то время было пять, – вступить в переговоры о ядерном разоружении.

«Если бы все оставались верными договору и исполняли свои обязательства, мы бы жили в мире, свободном от ядерного оружия, – говорит доктор Бликс. – Однако мы живем в мире, где существует более 27000 единиц ядерного оружия в распоряжении 9 ядерных держав. Этот провал невозможно более списывать на «холодную войну». Между пятью сильнейшими государствами не существует значительных конфликтов о границах, территориях или идеологии».

В определенных аспектах, отмечает Бликс, ДНЯО имел большой успех: почти все страны, не обладавшие ядерным оружием, соблюдали договор. Особое значение имеет то, что Украина, Беларусь и Казахстан объединились и передали свой ядерный арсенал России. Кроме того, Южная Африка демонтировала ядерное оружие и присоединилась к Договору.

В других областях Договор потерпел неудачу: КНДР, Ирак и Ливия нарушили свои обязательства по ДНЯО, Иран — несмотря на заверения в обратном — подозревается некоторыми государствами в намерении выйти из Договора, а Индия, Израиль и Пакистан так и не присоединились к договору — и все они разработали ядерное оружие.

«Ровно так же, если не более, – продолжает Бликс, – внушает беспокойство, что пять ядерных держав на протяжении значительного числа лет не уделяли достаточно серьезного внимания своим обязательствам по переговорам о ядерном разоружении».

Обзорная конференция по Договору, состоявшаяся в 2005 году, закончилась тем, что страны, не обладающие ядерными оружием, сочли себя обманутыми ядерными державами. На саммите ООН в том же году не было утверждено ни единой строки, регулирующей контроль над вооружением и разоружение. Конференция по разоружению оказалась не в состоянии в течение десятилетия даже разработать рабочую программу.

На Конференции по разоружению в июне 2006 года тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предупредил, что мир как сомнамбула вступает в новый виток гонки вооружений. Сегодня мы должны проснуться, считает Бликс.

Доклад Комиссии ОМУ
Занимавший в свое время посты министра иностранных дел Швеции, генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), председателя Комиссии Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК), Ханс Бликс был назначен председателем Комиссии по оружию массового уничтожения, созданной в 2003 году по инициативе бывшего министра иностранных дел Швеции Анны Линд и в соответствии с планом, предложенным бывшим заместителем генерального секретаря ООН по вопросам разоружения Джаянтхой Дханапалой.

Перед независимой международной Комиссией, в составе которой состояли 14 политологов и дипломатов, представляющих все регионы мира и не занимающих официальных постов в органах государственной власти своих стран, стояла задача определения общей позиции по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и разработки руководства к действию.

Результатом работы Комиссии стал доклад «Оружие террора», обнародованный 1 июня 2006 года. В нем содержится анализ современных угроз, связанных с ОМУ, и 60 конкретных рекомендаций, направленных на возобновление многосторонних усилий по разоружению, конечной целью которых является освобождение мира от всех видов ОМУ, в том числе ядерного.

В частности, Комиссия призывает Сенат США пересмотреть свой отказ от ратификации Договора о прекращении ядерных испытаний. По мнению доктора Бликса, никакие другие меры не подскажут мировому сообществу, что разоружение снова стоит в глобальной повестке дня.

«Если США ратифицируют этот договор, тогда это сделает Китай, а если это сделает Китай, то за ним последует Индия, а если это сделает Индия, тогда это сделает Пакистан, а если его ратифицирует Пакистан, то его примеру последует Иран.

Такой шаг вызовет, в самом положительном смысле, «эффект домино», – подчеркнул он.

Другая рекомендация касается необходимости принятия Конвенции о запрещении производства обогащенного урана и оружейного плутония для военных целей. Ядерные державы должны взять на себя обязательство остановить производство расщепляющихся материалов, пригодных для использования в ядерном оружии, а изготовление ядерного топлива необходимо поставить под строгий международный контроль. Для этого Комиссия рекомендует создать мировой банк ядерного топлива, формируемый ядерными поставщиками (ядерную ОПЕК). Обязательным условием для доступа к этому банку должно стать подписание Договора о нераспространении ядерного оружия.

С целью уменьшения напряженности, указывается в докладе, ядерные арсеналы должны быть сняты с постоянной боевой готовности, а также удалены с территории Западной Европы и запада России. США и Россия должны продолжить переговоры о сокращении ядерных вооружений. Хватит ли у ядерных держав силы политической воли и здравого смысла прислушаться к рекомендациям экспертов и мнению народа, единым в осознании необходимости избавиться от ядерной угрозы, которая, как оказалось, с окончанием «холодной войны» никуда не исчезла?

«Если мы хотим предотвратить распространение и сохранение ядерных вооружений, лучшим подходом будет убедить государства в том, что им не нужно ядерное оружие, чтобы чувствовать себя в безопасности», – подчеркивает доктор Бликс.

«Внешняя, военная и экономическая политика могут стать лучшим средством для уменьшения ядерного риска, – продолжает он. – Политика сотрудничества должна стать не только возможной, но обязательной: государства во всем мире находят необходимым сотрудничать, чтобы защитить окружающую среду, управлять мировой экономикой и бороться с вирусами. Почему же не сотрудничать, чтобы перестать стрелять друг в друга?»