News

Катастрофического загрязнения Балтики нефтью не произошло — на этот раз

Опубликовано: 19/12/2007

Автор: Галина Рагузина

На сей раз пронесло: 20-километровое нефтяное пятно, растекшееся по польской Висле от берега до берега, вероятно, не достигнет Балтийского моря. И, соответственно, не выплеснется на песчаные пляжи калининградского побережья. Однако, подчеркивают экологи, проблема не в этом весьма сомнительном разовом «везении», а в том, что даже такого рода везение рано или поздно заканчивается.

«Похоже, мы достигли какого-то предела во взаимоотношении с нашей средой обитания, порога, за которым частота и уровень природно-антропогенных катастроф будут таковы, что придется задумываться о сопоставимости убытков от этих катастроф и прибылей от удобного сидения на нефтяной трубе… То есть тем, кто на трубе не сидит, это и так давно понятно», — считает руководитель калининградского отделения группы «Экозащита» Александра Королева.

… Беду руками разведу
В понедельник в Калининграде заговорили о надвигающейся экологической катастрофе трансграничного масштаба: на Висле, главной реке соседней Польши, произошла утечка нефтепродуктов, в результате чего образовалось огромное нефтяное пятно, движущееся в сторону Балтийского моря.

Федеральным СМИ эту информацию еще в воскресенье подтвердил глава Росприроднадзора Олег Митволь, пообещав «завтра с утра» усилить мониторинг и экологический контроль состояния вод Балтийского моря в Калининградской области, а также «принять конкретные меры».

На следующий день региональные оперативные и экологические службы пришли в состояние повышенной готовности. Сотрудники калининградских МЧС и «Акваспаса» принялись за разработку комплекса защитных мер, а инспекторы Росприроднадзора с целью обнаружения загрязнения не только полетали на патрульном вертолете ФСБ и изучили любезно предоставленные «Лукойлом» спутниковые снимки, но и отправились в приграничный район с целью мониторинга и отбора проб на патрульном судне.

А вскоре управление МЧС по Калининградской области получило от польских коллег официальное заявление о том, что «угрозы возникновения ЧС трансграничного характера не предвидится», поскольку, говорится в письменном обращении главного коменданта Государственной пожарной службы Польши, утечка нефтепродуктов остановлена, и ситуация находится под контролем спасательных и природоохранных служб Польши.

В том же заверил корреспондента «Беллоны.Ру» генеральный консул Республики Польша в Калининграде Ярослав Чубиньски: «Ситуация уже стабилизирована, и никакой опасности нет». Из дальнейших объяснений получалось, что опасности и не было: по словам консула, растекшаяся по реке субстанция представляет собой особое дизельное топливо, которое «легче самолетного топлива, и само испаряется в воздухе».

«Я летал туда на вертолете, выглядит все, конечно, как радужная нефтяная пленка, — продолжил он, — но она очень тонкая и потому неопасная, просто растянулась далеко».

«В Польше есть очень активная экологическая организация, которая занимается именно рекой Висла, они даже сотрудничают со спасательной службой, так вот сейчас они ничего не убирают, потому что нечего убирать», — добавил консул.

Что убирали на Висле
Однако, судя по более ранним репортажам польской прессы со ссылкой на сообщения пресс-службы пожарно-спасательной службы, убирать им очень даже было чего, причем начиная с 10 декабря, когда произошла авария на проходящем по дну Вислы нефтепроводе «Плоцк — Нова Весь Велька», который принадлежит государственному предприятию по эксплуатации нефтепроводов «Дружба» (PERN «Przyjaźń»).

bodytextimage_wisla10-12-07.jpg

На ликвидацию последствий аварии были мобилизованы курсанты и спасатели из шести воеводств, общим числом около 250 человек, которые безуспешно пытались остановить движение нефтяного пятна с помощью надувных плотин, а также применяли абсорбенты.

Ко вторнику, по словам руководителя отдела по антикризисному управлению администрации Куявско-Поморского воеводства Адама Фрицковски, с поверхности реки удалось собрать лишь 15% топлива: «В нашем районе ширина реки составляет 600-700 метров, и полностью перегородить ее практически невозможно. Сбор субстанции затруднен сильным течением и ветром, который загоняет нефть в излучину». Где, отмечают экологи, обычно и кишит речная жизнь.

К концу недели в «Дружбе» пришли к выводу, что хватит трубе простаивать, и в пятницу, подвергнув ее тестированию и найдя его результаты удовлетворительными, возобновили ее работу на полную мощность. Вместе с тем возобновилась, видимо, и утечка. И к воскресенью на том же участке реки, чуть выше старинного города Торунь и приблизительно в 250 км от устья, образовалось чудовищных размеров нефтяное пятно.

На этом фоне разделить оптимистическое мнение о том, что ликвидировать нечего и последствий никаких, получается с трудом. В конце концов, каким бы легким не был нефтепродукт, помимо активно испаряющихся легких фракций в нем есть и тяжелые, которые в холодной воде уже осели на дно, чтобы потом время от времени подниматься.

Гром грянул — власти крестятся
«Затруднительно представить себе нефтяное пятно на реке, не причинившее непоправимого вреда экосистеме, — подчеркивает Александра Королева, — но проблема в другом».

«Старенький советский нефтепровод «Дружба», проложенный по дну Вислы, дважды дал течь в течение одной недели. Надо думать, его прорвет еще не раз, и везения тогда будет меньше. Новенький лукойловский нефтепровод, протянутый по дну Балтики от месторождения Д6 вдоль объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО, Куршской косы, — тоже бомба замедленного действия. Как там сложится обстановка на дне, кто ж его знает? Дно Балтийского моря превращается в многополосный хай-вэй — не за горами газопровод «Северный поток», — продолжает эколог.

Нагрузка на природную среду все выше и выше, вот только адекватных средств в безопасность вкладывать никто не спешит. Был ли получен внятный ответ на вопрос о страховании экологических рисков на недавно прошедших общественных слушаниях по проекту газопровода «Северный поток?» Будет ли принят к сведению урок нынешней вислинской аварии: о необходимости замены оборудования и повышении готовности к ликвидации аварий даже на речных просторах? Это касается и Калининградской области, где, по словам Королевой, едва хватает мощностей для ликвидации нефтяных разливов в акваториях порта, что там говорить об открытом море: собственно борьба с нефтяными разливами обычно достигает апогея на пляжах.

Государственная морская спасательная служба России, на которую возложена ликвидация разливов нефти с судов и других объектов, в настоящее время не способна адекватно реагировать на аварийные ситуации: суда и оборудование изношены, а оснащенность оборудованием для ликвидации разливов нефти не превышает 39%. Об этом сообщил первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании Морской коллегии при правительстве РФ 19 декабря.

«Понятно, что ситуация близка к критической, для ее исправления в первую очередь необходимо решить проблему с финансированием», — цитирует премьера «Интерфакс».

Таков урок, полученный российским правительством: 11 ноября в Керченском проливе случилась экологическая катастрофа, беспрецедентная по масштабам и долгосрочным последствиям для всего Азово-Черноморского бассейна. В результате крушения семи судов в воду попало более 7 тысяч тонн серы и около 3 тысяч тонн мазута.

Несмотря на требование российских и украинских экологических организаций к своим правительствам не прекращать режим чрезвычайной ситуации до тех пор, пока не будут ликвидированы все источники загрязнения окружающей среды и от нефтепродуктов не будет очищено все побережье, МЧС прекратило работы по ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе, Росгидромет оценивает ситуацию как стабилизировавшуюся и благоприятную, и 17 декабря Иванов отрапортовал президенту: «Никакого ущерба на сегодняшний день нет и быть не может». Возможно, в демократической Польше тоже так делают.