News

Юрист защитит от произвола коммунальных служб

Опубликовано: 30/11/2007

Автор: Илья Бруштейн

Практически во всех регионах России растёт плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ). При этом качество этих услуг часто остаётся весьма низким, нарушаются права граждан на благоприятную среду обитания. Наш корреспондент рассказывает о борьбе жителей одного из питерских домов с произволом коммунальных служб: обращение к юристу помогло им решить проблему.

В середине июня 2007 года в жизни жителей пятиэтажного дома по улице Цимбалина, 57, в Невском районе Санкт-Петербурга, произошли разительные перемены: людям стало неприятно возвращаться к себе домой… «Запах в моей квартире стал напоминать общественный туалет в городском парке… Я и гостей уже не могла принимать, стыдно было перед людьми…», — рассказывает пенсионерка Ирина Тихонова.

Впрочем, стыдиться надо не Ирине Георгиевне, а ответственным лицам из ОАО «Жилкомсервис № 2 Невского района», действия, а, вернее, бездействие которых стали причиной запаха в квартире пенсионерки… Источник запаха стал очевиден жильцам, когда они заглянули в подвал собственного дома: там прорвало канализационную трубу. «В подвал невозможно было войти без резиновых сапог», — поясняет жительница дома.

Как коммунальщики реагируют на жалобы

Разумеется, пенсионерка Тихонова, как и другие жители дома, регулярно звонила в диспетчерскую службу Жилкомсервиса, однако меры приняты не были. Сантехник в доме так и не появился.

В середине августа Тихонова обратилась в Санкт-Петербургский экологический правозащитный центр «Беллона», где юрист организации помогла ей составить письмо в Жилкомсервис. В жалобе на имя начальника коммунальной службы, которую подписали несколько жильцов злополучного дома, было сказано, что несмотря на неоднократные обращения граждан, меры по устранению аварии не предпринимались. Жильцы также предупреждали коммунальщиков об их ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

«Бездействием Вашей службы грубо нарушается наше право на благоприятную среду обитания, предусмотренную Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А в соответствии с «Законом о защите прав потребителей», мы имеем право требовать неустойку за каждый день Вашего бездействия», — говорилось в обращении… Увы, это письмо также не имело успеха. Жилкомсервис не счёл нужным каким-либо образом реагировать на требования возмущенных клиентов.

Действенное обращение в прокуратуру

В середине октября Тихонова вновь посетила питерский офис «Беллоны». Юрист организации Нина Поправко составила три обращения: прокурору Невского района Санкт-Петербурга, в государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, а также в территориальный отдел Роспотребнадзора по Невскому району. В письмах, в частности, говорилось о том, что жители дома «дышат зловониями, грибковыми спорами, в подвале скапливаются мухи и другие насекомые, которых ранее в таком количестве не наблюдалось».

Документы содержали ссылку на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В соответствии с этим документом, организация по обслуживанию жилого фонда обязана обеспечить «нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий», а также предотвращать «сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов конструкций подвалов и техподполий».

Также коммунальщикам напоминали о постановлении Губернатора Санкт-Петербурга от 27 сентября 2004 года № 843-пг, в котором сказано о необходимости «незамедлительного устранения аварий и неисправностей в общем имуществе жилых домов, восстановления условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей».

Из прокуратуры Невского района после поручения обращения было направлено письмо в Жилкомсервис с просьбой принять меры. И ситуация действительно изменилась. 20 и 21 ноября в доме по улице Цимбалина появился сантехник, который устранил протечку. Бригада рабочих провела дезинфекцию подвала.

«Не бойтесь обращаться к юристу!»

«Мне думается, проблемы жителей дома на улице Цимбалина весьма типичны. Людям важно не бояться обращаться к юристам с подобными вопросами, активно пользоваться услугами бесплатных юридических консультаций», — считает юрист Нина Поправко.

«Чиновники знают, что юридически грамотные люди не станут вести с ними долгую и бесплодную переписку, а обратятся в суд. Таким образом действуем и мы. Если наши письменные обращения не имеют эффекта, мы помогаем гражданам отстоять свои права в суде», — подчёркивает Поправко.

Пенсионерка Тихонова довольна, что проблема с протечкой канализации решилась. Но Ирину Георгиевну беспокоят и многие другие вопросы, связанные с содержанием её дома. Здание было построено в начале шестидесятых годов, но в нём ни разу не проводился капитальный ремонт, а косметического ремонта не было уже тридцать лет. Старые деревянные рамы приводят к постоянным сквознякам в подъездах.

«Я думаю, что и в дальнейшем нам понадобится помощь юриста», — говорит Ирина Георгиевна в конце нашей беседы.