News

Судьбу референдумов решит новая Дума

Опубликовано: 30/11/2007

Автор: Вера Пономарева

Поправки к закону «О референдуме», внесенные в Госдуму депутатами от «Единой России», не успели пройти второе и третье чтения до окончания работы парламента. По мнению экспертов, законопроект ставит крест на непосредственном народном волеизъявлении и возможности открытых общественных дискуссий.

Законопроект, предложенный в октябре единороссами Владимиром Груздевым, Валерием Гребенниковым и Александром Москальцом, запрещает проводить референдумы по вопросам, относящимся «к исключительной компетенции органов государственной власти» — то есть, фактически, полностью отстраняет граждан от принятия государственных решений.

«Такие общие формулировки недопустимо писать в законах, — считает юрист экологического правозащитного центра «Беллона» Ольга Кривонос. — Все решения остаются за правоприменителем». Так, по словам Кривонос, исходя из логики, подобной логике законопроекта, может быть запрещено выносить на референдум, например, вопрос о строительстве атомных станций.

По мнению экологов, проведение референдумов по вопросам строительства крупных и опасных объектов – атомных станций, гидротехнических сооружений, химических и металлургических заводов – необходимо. Об этом, в частности, говорится в обращении к политическим партиям, подписанном 62 экологическими организациями России и распространенном в начале ноября. Зеленые потребовали сделать референдумы по этим вопросам обязательными и внести соответствующие поправки в законодательство. Шесть партий из 11 допущенных к выборам (КПРФ, Яблоко, СПС, Справедливая Россия, Гражданская сила, Патриоты России) заявили о готовности решать экологические проблемы. Пропрезидентская «Единая Россия» обращение общественных организаций проигнорировала.

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в заключении по законопроекту, затрудняющему проведение референдумов, отмечает, что понятия «исключительной компетенции государственных органов власти» не существует в российском законодательстве, что может привести к расширенному толкованию этой формулировки. Такое заключение, однако, не помешало комитету рекомендовать поправки к принятию в первом чтении.

Лазейка для общественности
«Я всегда говорил, что референдум – мощное оружие экологов. Мы его использовали в Костроме и других местах. Однако власть быстро сообразила, что референдум – это лазейка, которая ей не подконтрольна», – прокомментировал законопроект в интервью «Беллоне.Ру» известный эколог академик Алексей Яблоков.

Конституция России декларирует, что референдум является «высшим непосредственным выражением власти народа».

C 1990 года в России прошло около 5000 референдумов. Большинство из них было организовано «сверху»: по вопросам объединения административных единиц, принятия устава городов, и только 120 референдумов на местном уровне было инициировано гражданами.

Абсолютное большинство референдумов, инициированных общественностью за последние 15-20 лет, касались экологических вопросов и были призваны остановить опасные проекты. Именно референдумы позволили организовать широкое публичное обсуждение экологических проблем. В 1989–1993 годах, после чернобыльской катастрофы, прошла волна «антиатомных» референдумов на Северном и Южном Урале, на Дальнем Востоке, в Карелии и в центре России. Большинство жителей высказывалось против развития атомной энергетики, предотвращая строительство АЭС в своем регионе.

В октябре 2000 года общественные организации развернули большую кампанию против ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Было собрано более 2,5 млн подписей в поддержку всероссийского референдума по этому вопросу. Однако провести референдум не удалось: Центризбирком забраковал около 600 тыс. подписей, а летом 2001 года законопроект о ввозе ОЯТ был подписан президентом Владимиром Путиным.

«Государственая власть занимается нелепой казуистикой, которая, тем не менее, имеет конкретную цель – чтобы референдумы не проводились», — заявил в интервью «Беллоне.Ру» сотрудник петербургского Центра независимых социологических исследований Дмитрий Воробьев.

Вместе с тем, по словам Воробьева, поправки вызывают недоумение: в последнее время референдумы и так практически прекратили свое существование из-за усложненной процедуры, дороговизны и препятствий со стороны чиновников.

В сентябре 2002 года Государственная Дума приняла закон о запрете проведения всероссийских референдумов за год до парламентских и президентских выборов.

Упреждающий удар
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что поправки разработаны «в целях выполнения постановления Конституционного суда». Тем не менее, предложенный законопроект явно противоречит решению суда, на которое ссылаются депутаты.

21 марта Конституционный суд вынес решение по запросу КПРФ, в котором постановил, что граждане вправе инициировать референдум по вопросам, связанным с изменением еще не вступившего в силу закона о федеральном бюджете.

Ранее коммунисты пытались весной 2005 года провести референдум, но получили отказ Центризбиркома по 15 из 17 предложенных вопросов. ЦИК счел, что формулировки большинства вопросов нарушают закон о референдуме, так как могут повлечь «изменение внутренних финансовых обязательств государства».

Вместо того, чтобы расширить возможности для проведения референдума, депутаты сузили их почти до нуля. Впрочем, авторы законопроекта не скрывают своих истинных задач:

«Мы нанесли упреждающий удар по намерениям тех граждан, которые, стремясь реализовать свои партийные и политические установки, способны дестабилизировать ситуацию в государстве», — пояснил Гребенников в интервью «Российской газете».

В пресс-службе «Единой России» отказались ответить на вопрос о дальнейших планах партии относительно законопроекта. «Члены “Единой России” смогут дать комментарий, только когда они станут депутатами новой Госдумы», — заявила пресс-секретарь партии. До оглашения результатов выборов узнать об их планах избирателю не удастся.