News

Госкорпорация «Росатом»

Опубликовано: 23/11/2007

Автор: Александр Никитин

Преобразование федерального агенства по атомной энергии «Росатом» в государственную корпорацию «Росатом», скорее всего, является первым шагом на пути приватизации российской атомной промышленности. В этом документе мы пытаемся проанализировать новый статус «Росатома» и последствия этого преобразования.

23 ноября 2007 г. Совет федерации на заседании одобрил закон о создании госкорпорации «Росатом», а также связанные с ним поправки в законодательство. Согласно документу, на базе Федерального агентства по атомной энергии будет создана структура для осуществления единого управления в сфере атомной энергетики. Для вступления закона в силу теперь необходима только подпись президента.

Предыстория

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) было образовано 9 марта 2004 года на базе упраздненного Министерства Российской Федерации по атомной энергии (Минатома). В структуре Правительства Росатом занял одну из самых низких позиций, наряду с федеральными агентствами по туризму, физкультуре и спорту и другими.

Таким образом, некогда самое мощное министерство СССР Минсредмаш (в последствии Минатом), превратилось в агентство с очень ограниченными функциями и возможностями. Многие организации бывшего министерства практически вышли из состава агентства, превратившись в ОАО, государственные унитарные предприятия, региональные и местные организации или бизнес структуры различной формы собственности.

В конце 2005 года руководителем Росатома был назначен Сергей Кириенко. По всей видимости, назначение руководителем «не системного» человека было подготовлено с целью радикального преобразования Росатома. С первых же дней новый руководитель заявил, о том, что целью его новой команды является воссоздание Минсредмаша. Тогда это намерение было не совсем понятным, поскольку было ясно, что советскую структуру типа Минсредмаша сегодня восстановить уже не возможно.

Сегодня, после одобрения Закона РФ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (далее Корпорации), а также после других преобразований, выполненных в атомном ведомстве, можно подвести некоторые итоги.

Цель

Сергей Кириенко её определил следующим образом: «…Внутри России задача Росатома — организовать нормальный рынок. Росатом заинтересован в развитии рынка — чем больше там участников, тем лучше. А на мировом рынке «Росатом» будет сам лишь одним из участников рынка…»

В Законе, цель создания Корпорации продекларирована достаточно пафосною: …«Корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере».

Таким образом официально Корпорация создана для проведения государственной политики в области использования атомной энергии. С другой стороны преобразование Росатома пошло по пути создания еще одной российской мощной бизнес-компании путем приватизации атомной отрасли.

Следует заметить, что в России в 90-е годы все «лакомые» куски (нефть, газ, металлургия и т.д.) уже давно приватизированы и сегодня практически нет никаких возможностей поучаствовать в этом бизнесе. Поэтому тот, кто не успел в свое время прихватить основные ресурсы, сегодня ищет другие области и возможности. А ядерная энергетика оставалась одной из неприватизированных областей.

Понятно, что приватизация сегодня не может быть выполнена «по Чубайсу», тем более такой отрасли как ядерная. Поэтому вариант образования госкорпорации является самым приемлемым. Кроме этого, для Сергея Кириенко и его команды это еще и дополнительная возможность подняться на новый служебный уровень. Сегодня руководитель агентства «Росатом» не является даже членом правительства. Согласно же новому закону, руководитель госкорпорации, назначается Президентом и, соответственно, на него замыкается. Корпорация не входит в структуру правительства и существует по специально принятому закону. Это дает возможность осуществлять, например, приватизацию вне обычных контрольных процедур Росимущества и при минимальном участии Белого дома.

В то же время приватизация по варианту «госкорпорации» выглядит не совсем полной, поэтому многие эксперты расценивают институт государственной корпорации как промежуточный на новом этапе приватизации. Суть этой приватизации понятна – это заполучить государственную собственность некоммерческому партнерству без членства (НКО), с единственным учредителем (государством), и статусом, описываемым только «именным» федеральным законом. Здесь главное для бизнес-группы «застолбить» место, а как будет дальше, – время покажет. Например, в Германии, США и других западных странах атомная энергетика, включая военные программы, является частной. Сегодня мы видим как имущество, переданное в госкорпорацию (в НКО), перестает быть государственным, и становится собственностью корпорации. Может быть придет время когда государственная корпорация «Росатом» будет преобразована в частно-государственную или даже в частную корпорацию.

Структура

В состав новой Корпорации собрана вся структура атомной отрасли, которая функционирует, начиная от добычи природного урана и его обогащения, и заканчивая выводом из эксплуатации атомных объектов и утилизацией отходов.

Структура Корпорации состоит из трех основных блоков – ядерно-энергетического комплекса (Атомэнергопром), ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) и блока ядерной и радиационной безопасности и фундаментальной науки (ЯРБ).

Закон определил, что Корпорации, в качестве имущественного взноса Российской

Федерации, распоряжением Президента и Правительства будут переданы федеральные ОАО, ГУПы и государственные учреждения вместе со всем имуществом в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Экономика

Как видно из структуры основной экономической надеждой, которая будет зарабатывать деньги для Корпорации, является Атомэнергопром, в состав которого вошел концерн «Росэнергопром» со всеми АЭС, ОАО «ТВЭЛ», а также другие экономически устойчивые предприятия.

Из-под ответственности Атомэнергопрома искусственно выделены проблемы отработавшего ядерного топлива и РАО (отложенные проблемы) и перемещены в блок ЯРБ. Очевидно, замысел заключается в том, что Атомэнергопром, получив государственное имущество в собственность, начнет свою коммерческую деятельность с чистого листа, не имея никаких долгов и обязательств за прошлую деятельность. А ответственность за отложенные проблемы, (т.е. за накопленные ОЯТ и РАО, загрязненные территории, загубленное здоровье людей) возьмет на себя государство и международные программы в рамах ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность». Другими словами, ответственность эту, команда Кириенко переложила на налогоплательщиков российских и зарубежных. В блок ЯРБ включены проблемные предприятия, такие например как ГХК г. Железногорска, СевРАО, ДальРАО и др.

Блок ЯОК будет также финансироваться с бюджета. В этот блок включены такие явно убыточные предприятия как, например, ПО «Маяк».

Законом о Корпорации предусмотрено финансирование из бюджета государственного заказа, мероприятий по безопасности, фундаментальных исследований, а также всех федерально-целевых программ, которые уже приняты до 2015 года.

Закон предусматривает созданием Корпорацией специальных резервных фондов и управление ими. В состав специальных резервных фондов Корпорации входят:

• фонд финансирования расходов по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, содержанию и оснащению аварийно-спасательных формирований, оплате их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• фонд финансирования расходов по обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

• фонд финансирования расходов по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов;

• фонд финансирования расходов по обеспечению модернизации организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, развитию атомной науки и техники, проведению проектно-изыскательских работ и осуществлению других инвестиционных проектов.

В Законе установлено, что специальные резервные фонды Корпорации создаются за счет средств, отчисляемых организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты.

Остается лишь не ясным вопрос, сколько например времени необходимо для накопления на счетах фонда средств, достаточных для вывода из эксплуатации хотя бы одной АЭС ?

Законом установлено, что финансовое обеспечение программы деятельности Корпорации на долгосрочный период осуществляется за счет:

• доходов от деятельности Корпорации;

• субсидий из федерального бюджета;

• средств федерального бюджета, выделенных на выполнение заданий государственного оборонного заказа;

• имущественного взноса Российской Федерации из средств федерального бюджета;

• средств специальных резервных фондов Корпорации;

• иных средств Корпорации и организаций Корпорации.

Как видно приведенных статьей закона в основном финансирование созданной Корпорации так или иначе будет связано с бюджетом. Кроме этого в Законе предусмотрен так называемый переходный период на три года, в течении которого бюджетные ассигнования, выделяеые Корпорации до 2010года не подлежат сокращению. В ближайшие 10-15 лет на счетах созданных фондов средств быстрее всего не будет в достаточном количестве для финансирования тех целей, для которых созданы фонды. А какие будут доходы от деятельности Корпорации пока еще оценить сложно.

Полномочия

Закон о Корпорации существенно расширил полномочия ядерного ведомства и его руководства.

Во-первых, как уже отмечалось, корпорация не входит в структуру правительства, а её руководство назначается (освобождается) президентом. Кроме этого Корпорация с помощью Закона, который сама для себя подготовила, решила для себя три основных вопроса – получение спецстатуса, в том числе практически не позволяющего вмешиваться в его дела правительству, получение государственного имущество в собственность и получение постоянного доступа к распределению госинвестиций (например, через ФЦП).

Во-вторых, закон существенно расширил полномочия Корпорации в области лицензирования и контроля над деятельностью юридических лиц осуществляющих разработку, изготовление, испытание, транспортированию, хранению, ликвидации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Раньше эти полномочия принадлежали Инспекции министерства обороны. Кроме этого закон возложил на Корпорацию осуществление государственного контроля над обеспечением безопасности при транспортировке ядерных материалов, за радиационной обстановкой, а также за выполнением мероприятий по предупреждению ядерных и радиационных аварий. Таким образом, мы видим существенное расширение Корпорацией контрольно надзорных функций по сравнению с полномочиями Агентства по атомной энергии. В положении об Агентстве было однозначно указано, что оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в сфере своей деятельности, а Корпорация получила не просто право контроля (ведомственного), а право государственного контроля. Произошло перераспределение контрольно надзорных функций в пользу Корпорации. Инспекции министерства обороны оставили контрольно надзорные функции только в отношении предприятий и воинских частей министерства.

Закон наделил Корпорацию широкими полномочиями по защите информации. В связи с этим следует ожидать, что атомное ведомство станет более закрытым и недоступным для общественности, по примеру таких крупных компаний как, например, Газпром или Лукойл.

Заключение

1. Атомное ведомство России, преобразовавшись в Государственную корпорацию «Росатом», стало самой крупной государственной монополией с особым правовым статусом. Корпорация объединила почти 130 предприятий, объединений и концернов, в том числе, таких как Росэнергоатом, в состав которого входят все десять АЭС России.

По сути, Сергею Кириенко удалось воссоздать советский Минсредмаш и пойти намного дальше. Корпорация стала собственником огромных государственных активов при этом, по сути, не подчиняясь правительству. Формально государство может вернуть себе обратно все активы, но если успеет, поскольку Корпорация в отличие от ФГУП, может сделать все что угодно с имущественным взносом государства, если это не противоречит её уставным целям. Большие сомнения в том, что создание госкорпорации преследует цель обеспечить госмонополию на какой-то вид деятельности. Быстрее всего это сегодняшняя форма приватизации госактивов.

Имея абсолютную монополию в России, Росатом будет стремиться создать мощную конкуренцию мировым атомным компаниям таким как Toshiba Сorporation, Westinghouse, Areva, Siemens, General Electric, Hitachi и др.

2. Атомный монополист Росатом в ближайшие 5-10 лет будет существовать в основном за счет бюджетного финансирования и продажи оставшегося от демонтажа боеголовок урана. В тоже время, стремясь построить обещанные десять реакторов для АЭС, Концерн будет использовать политическое лоббирование для давления на бизнес (алюминиевый, газовый, нефтяной и др.), стремясь вовлечь его в эту деятельность.

3. Быстрее всего не следует ожидать скорого решения отложенных проблем с ОЯТ и РАО. Международная и российская практика показывает не эффективность решения проблем с отходами, если ведомство ответственное за обращение с отходами находиться в одной структуре с эксплуатирующими АЭС организациями. Кроме этого Корпорация достаточно ловко переложила финансирование отложенных проблем на государственный бюджет. В ближайшие 10 лет вряд ли АЭС будут выводить из эксплуатации, поскольку нет базовых решений, а самое главное средств. Решение о создании фондов, по форме правильное, но малоэффективное, поскольку в ближайшее время денег для этих фондов взять неоткуда. Таким образом, от решения основного вопроса, который общественность ставит перед атомным ведомством, о безопасном обращении с ОЯТ и РАО, Корпорация фактически уклонилась.

4. Перераспределение контрольно надзорных полномочий, а также вопросов лицензирования не способствует повышению безопасности. Новые возможности Корпорации по закрытию информации могут быть использованы для дальнейшего отлучения общества от решения ядерных проблем.